РАМТ заговорил баснями Эзопа

На большой сцене РАМТа режиссер Владимир Мирзоев представил свое прочтение философской притчи Гильермо Фигейреду "Лиса и виноград". Новую постановку назвали "Эзоп".

В Российском академическом Молодежном театре премьера: режиссер Владимир Мирзоев представил свое прочтение философской притчи драматурга Гильермо Фигейреду "Лиса и виноград". Пьесе в этом году исполняется 70 лет.

Гильермо ди Оливейра Фигейреду – бразильский прозаик и драматург. Это первое предложение любой его биографии на русском языке. Следующее: его младший брат, генерал Жуан Баптиста был президентом Бразилии в 1979-1985 годах. С окончанием срока его правления страной в Бразилии закончился период военной диктатуры. Обе мысли – разные по смыслу – одинаково важны в контексте творчества Гильермо.

Писать Фигейреду принялся после 1940-го года (ему на тот момент исполнилось 25 лет), выбрав поприще театрального и литературного критика. Но в 33 он сочиняет комедию "Леди Годива" и драму "Всеобщая забастовка".

Обе пьесы сразу были поставлены на сцене и признаны важными для культуры и общества: уже на следующий год ассоциация театральных критиков Бразилии (по театральным меркам – мгновенно) присудила Гильермо Фигейреду золотую медаль и вручила диплом лучшего драматурга Бразилии.

"Эзоп" картина Диего Веласкеса

Интересно другое, самой известной пьесой Фигейреду считается притча о жизни Эзопа "Лиса и виноград", сочиненная драматургом в 1952-м году. Однако на родине сочинителя к ней отнеслись куда более равнодушно, чем к предыдущим произведениям. Возможно, пришлась не ко двору и не ко времени основная тема – рассказ о рабе, придумавшем "закодированный" язык басен, чтобы свободно высказывать свои мысли о морали современного общества.

Зато в СССР "Лиса и виноград" оказалась как никогда актуальной для эпохи оттепели. В 1957 году ее поставил в Большом драматическом театре главный режиссер Георгий Товстоногов.

Считается, что с этого спектакля начался период расцвета в БДТ.По словам доктора искусствоведения Марии Строевой, название "Эзоп" Товстоногов дал своему спектаклю неслучайно: "пьесу Фигейреду можно было прочесть, в соответствии с названием, как лирическую драму, в которой центральное место заняла бы трагическая история любви, но Товстоногов поставил спектакль об Эзопе, поставил как героическую комедию, и центральным конфликтом ее стал выбор между свободой и рабством".

Постановка была экранизирована, а спустя 10 лет Товстоногов поставил спектакль в новой редакции: с новым составом исполнителей и с акцентом на ироническую составляющую текста. Настолько явную, что зрители увидели в финале отсылку к грибоедовскому "Горе от ума".

Тут надо сказать, что это не единственная пьеса Фигейреду, основанная на сюжете из истории (или мифе) Древней Греции и не первая, в которой просматривался комический (или иронический) оттенок. Но списывать у Грибоедова латиноамериканский писатель вряд ли планировал.

Пьесу Фигейреду включал в свой репертуар не только БДТ, но и другие театры. Пришло время РАМТа. Постановку Владимир Мирзоев назвал "Эзоп", что первым делом напоминает сведущему зрителю о героической версии Товстоногова. Название как раз неудивительно, любопытно отметить другое совпадение: "Лису и виноград" Гильермо Фигейреду театр представил на следующий год после постановки "Горя от ума".

Костюмы артистов от ползунков и чепца на голове у Эзопа до юбок от школьных форм можно трактовать как угодно, но только не как древнегреческие. Сцена оформлена в стиле бесконечного минимализма: два символа бесконечности – целый и распиленный пополам – используются для обозначения любых перемещений в пространстве: от покоев скучающей в бездействии жены философа до городской площади, где, по греческой традиции, происходят все важные события.

В спектакле Мирзоева много текста, не меньше символизма и эротики. Что в значительной мере отличает новую постановку от Товстоноговской: эзопов язык был ни к чему эпохе свободного иъяснения, а эротическая вольность, напротив, неприемлема.

Но смысловые акценты за полвека не изменились: как освободить раба, если я считаю, что "он еще не созрел для свободы". Готов ли человек признать себя рабом и спасти свою жизнь, если альтернативой является "пропасть для свободных людей".

Если вернуться к биографии Гильермо Фигейреду самое время вспомнить, что его брат был официально признанным диктатором. Скорее всего эта черта "младшенького" проявлялась еще в детстве, и пьеса "Лиса и виноград" стала бунтом, протестом против проявлений "братской любви".

Бразильского писатель Жоржи Амаду когда-то написал, что главной чертой драматургии Фигейреду всегда была "преданность идеям свободы". Притча об Эзопе не исключение.