Александринский театр приедет в Москву с историческими постановками


ТАСС

Первый Национальный драматический театр России готов показать зрителям Москвы, чем он сегодня живет. И каково его художественное лицо.

В гости к зрителям столицы собирается Александринский театр, которого не было в Москве несколько лет. И это не слухи, гастроли Национального драматического театра России (Александринского) запланированы с 24 марта по 1 апреля.

"Для нас это чрезвычайно важно, потому что Москве надо показать, чем сегодня живет Первый национальный театр России, каково сегодня его художественное лицо. Но самое главное, мы обращаем внимание на тему истории", – отметил художественный руководитель театра Валерий Фокин на пресс-конференции, посвященной предстоящим гастролям. И напомнил, что "традиционно обмены с Художественным театром были еще при Олеге Павловиче Табакове: Чеховский МХТ приезжал к нам, а мы – к ним".

В Москву Александринка везет три большие формы, свои последние премьеры.

Первый спектакль в постановке худрука театра "Рождение Сталина" – композиция из разных текстов Булгакова, Достоевского и досочиненная вместе с артистами. По признанию Валерия Фокина, "идея родилась года три назад. Мне захотелось исследовать механизм — как рождается Сталин и, одновременно, исчезает человек по имени Джугашвили. Эту черную дыру в его биографии я почувствовал, когда стал интересоваться, и мне захотелось исследовать его молодость – еще до ссылки. Мы не следуем буквально документам, фактам – театр имеет право домысливать".

Вторая премьера – пьесы немецкого драматурга Хайнера Мюллера "Маузер" в режиссуре Теодороса Терзопулоса. Греческий режиссер в 70-ых годах пять лет стажировался в Берлинер ансамбль, где его наставником был сам Хайнер Мюллер.

Интересно, что почти что 30 лет назад, в 1993 году, именно Терзопулос впервые открыл драматургию Хайнера Мюллера российскому зрителю, поставив в Театре на Таганке спектакль по его пьесе "Квартет" с Аллой Демидовой и Дмитрием Певцовым.

"Маузер" был написан в 1970 году как третья часть экспериментального триптиха после "Филоктета" и "Горация" как полемика с драматургией Брехта. Теодорос Терзопулос считает, что "в пьесе раскрыта естественная динамика насилия, которая может проявиться в ходе революции, отдаляя ее от изначальных целей и делая их достижение крайне сомнительным. В рамках такой перспективы революция как социальный феномен приобретает, помимо своих политических черт, глубоко гуманистическую или, если точнее, онтологическую сторону.

Этот текст входит в 15 величайших текстов в истории театра. Я взглянул на это произведение Хайнера Мюллера через призму древнегреческой трагедии. Сама структура этого произведения была создана под влиянием древнегреческой трагедии, а сюжет был позаимствован из русской литературы. В спектакле поднимается вопрос, что есть человек и как человек самоуничтожается и превращается в машину смерти".

И еще одна премьера – главного режиссера театра Николая Рощина "Дети солнца", созданная по пьесе Максима Горького, первый вариант которой писатель создал зимой 1905 года в казематах Петропавловской крепости, куда он был в заключен за протест, в связи с событиями 9 января.

"Детей солнца" часто называют самой чеховской и остросоциальной из всех пьес Горького.

Для Николая Рощина "Дети солнца" стали первым, но неслучайным обращением к классической драматургии Максима Горького. В спектакле роль Павла Федоровича Протасова играет Иван Волков. Те, кто знает историю театра, смогут увидеть в этом двойное продолжение темы.

С одной стороны, у Горького Павел Федрович Протасов – литературный наследник пьесы Льва Толстого "Живой труп", герой, развивающий тему Федора Протасова. А с другой именно Иван Волков играет роль Сирано в спектакле Рощина "Сирано де Бержерак" по пьесе Эдмона Ростана. И тут надо напомнить, что название "сценам" Горький дал в память впечатления от произведений Ростана.

Так сама логика творчества привела Николая Рощина именно к этой пьесе Горького – современном взгляде на мечту об идеале и поиске счастья.

Кроме того, в Центре Мейерхольда сыграют номинированные на премию "Золотая Маска" спектакли — "Нана" и "Товарищ Кисляков". А откроет Дни Александринского театра в Москве творческая встреча режиссера Валерия Фокина со студентами ГИТИСа.

Обращения к российской истории выбрано Национальным театром неслучайно. "История для нас чрезвычайно важна", подытожил Валерий Фокин: "Все спектакли объединены художественным анализом истории, которая проецируется на то, как мы сегодня живем. И как будем жить".