Саяно-Шушенская ГЭС: что здесь ищут и какое чудо-оборудование устанавливают

Небывалые новости вокруг Саяно-Шушенской ГЭС. Что там внутри? Как на катерах на воздушной подушке "Вести в субботу" выехали на место очень важного эксперимента?

Удивительное совпадение: недавно съемочная группа "Вестей в субботу" побывала там, где сейчас – большие новости, в Сибири, на Енисее. Представляем наш совместный проект с ассоциацией "Глобальная энергия" – специальный репортаж о переменах на легендарной Саяно-Шушенской ГЭС, которая входит в поистине федеральную компанию "РусГидро".

Масштабы этой станции настолько огромные, что их трудно объяснить. Самая большая в мире. Почему? Потому что длина гребня станции – это более, чем километр. Что касается высоты станции... Все ведь познается в сравнении. Так вот эта плотина чуть ниже шпиля МГУ и в два раза выше пирамиды Хеопса.

От Андрея Видмана – директора Саяно-Шушенской ГЭС – еще более поразительная статистика. Говорят, что бетона на строительство Саяно-Шушенской ГЭС было потрачено столько, сколько нужно для автотрассы "Москва – Владивосток". Но неужели такая масса не повлияла на окружающий мир? Ниже по течению Енисея оказываемся в потрясающем месте: рыбное хозяйство, где нам разрешают покормить рыбу. Здесь выращивают, форель, сома, карпа. А недавно научились разводить и гольца. Из горных озер.

На Саяно-Шушенской идем в машинный зал. Все эти десять гидроагрегатов дают столько электричества, что хватило бы на обеспечение, например, целого Петербурга. Но, конечно, этот зал помнит всякое. Есть здесь и агрегат с особым номером.

Авария на ГЭС в августе 2009 года. Тогда потребовались колоссальные усилия сотен энергетиков и по-настоящему чрезвычайной правительственной комиссии, чтобы развернуть ситуацию. При этом не все знают кое-что еще.

На Енисее – водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС. Оно омывает берега Тувы, Хакасии и Красноярского края. Помимо Саяно-Шушенской есть здесь еще одна станция, ее называют "контррегулятор". Майнская – это сразу и ГЭС, и гидроузел.

Поистине уникальная съемка. Она велась несколько месяцев, но сейчас в ускоренном режиме мы можем наблюдать за тем, как на ГЭС изымается старый гидроагрегат, с которого и идет электричество. Это очень сложный процесс. Но эта съемка с Майнской ГЭС – уже где-то повтор. Дело в том, что в рамках программы модернизации "РусГидро" на сегодня заменили уже 170 гидроагрегатов, то есть почти добрую половину тех, что имелись на всех гидроэлектростанциях, а на Саяно-Шушенской – вообще все. Вот и вернемся туда.

Здесь, на гребне Саяно-Шушенской ГЭС, мы обозначим еще один новый и для кого-то диковинный, к счастью, еще не конфликт, но серьезный спор, который сейчас Европа затеяла со странами БРИКС. Речь идет о том, что стоящие водохранилища могут выделять в атмосферу если не углекислый газ СО2, то метан. Могут?

Для начала – к рыбакам. "Здесь чисто вообще, – говорит один из них. – Я занимаюсь подводной охотой, ныряю. До пятнадцати метров. Вода просматривается. Максимальную ловили щуку здесь на 37 килограмм". Этих рыбаков мы встретили у кромки.

А на просторы водохранилища выдвинулись с учеными, которые приступили к теперь уже второй фазе проверки европейской версии о том, есть ли в водохранилищах ГЭС парниковые газы. Старые топографические карты. Ученые забивают координаты былого русла в навигаторе. Бурим. В образовавшуюся лунку мы будем опускать зонд. Наша новая знакомая Ирина Репина, заведующая лабораторией взаимодействия атмосферы и океана Института физики и атмосферы имени А. М. Обухова РАН, руководитель проекта по исследованию баланса парниковых газов по заказу ПАО "РусГидро, объясняет, как брать пробы (сначала – воздуха, а потом – воды) на поверхности.

Но заглянем еще в машинный зал. "В любом случае из всей генерации, которая у нас на сегодня есть, гидрогенерация – самая чистая с точки зрения экологии", – подчеркнул Андрей Видман.

Ну, а на льду... Пробы еще надо научиться "взбивать".

- Вы – заинтересованное лицо, производственник.

- Я думаю, когда мы закончим эту работу, мы ее выставим на суд квалифицированной общественности, – отметил Видман. – Полтора года уже ученые трудятся, замеряют, берут анализы в водохранилище на разных глубинах. И на Саяно-Шушенском, и на Майнском тоже. Говорят, что все хорошо.

- Вы изучаете водохранилище на выброс метана, какие результаты?

- Сейчас нет какого-то значительного температурного скачка, – сказал Денис Мишин, младший научный сотрудник, Институт физики и атмосферы имени А. М. Обухова РАН, Государственный океанографический Институт.

- То есть злом для человечества это водохранилище не является?

- Не является.

Итак, навскидку российские водохранилища вполне безопасные. Но даже до того, как выйдут результаты лабораторных исследований, – вопрос: а все ли так просто? Существуют ли международные стандарты общие?

- То есть такого, что вы придете и скажете, что российские гидростанции безопасны, а вам скажут, что вы сами чего-то придумали, не произойдет?

- Надеюсь, что нет, – говорит Ирина Репина.

Тем временем на Майнской станции идет монтаж нового гидроагрегата. Такого, какого здесь не было никогда. Предыдущее оборудование было установлено в теперь уже очень далеком 1984 году. Теперь будет новье. Меняется все. И на что меняется!

"Гидротурбины – это "Силовые машины", Санкт-Петербург. Если говорим про генератор, корпус, который находится за моей спиной, – это "Элсиб", Новосибирск. Все оборудование – отечественное", – подчеркнул Дмитрий Рыбалко, заместитель главного инженера Саяно-Шушенского гидроэнергокомплекса, филиал "РусГидро".