РАМТ показал результат эксперимента с "Волной"


РАМТ

Спектакль "Волна" в постановке Галины Зальцман стал первой премьерой 2022 года в Российском академическом Молодежном театре. На сцене эксперимент школьного учителя над учениками.

В Черной комнате Российского академического Молодежного театра (РАМТа) режиссер Галина Зальцман предложила зрителям в качестве постановки новое прочтение романа «Волна» американского писателя Тодда Штрассера. Новое, потому что книга в значительной мере переработана, а некоторые акценты и события сильно изменены.

Впрочем, до Черной комнаты еще надо было добраться: в самом начале зрителям предложат пройти в Белый зал и заполнить анкету. Спойлер: не торопитесь, ваше место в зале никто не займет. А закончив, сложите анкету и уберите, чтобы не шуршать взволнованно весь спектакль над ухом зрителей, она понадобится только в самом конце.

И только после этого, наконец, можно будет занять свое место в классе и начать наблюдать за стараниями и страданиями учителя Бена Росса (Максим Керин), пытающегося заинтересовать старшеклассников историей. Совершенно бессмысленным и ненужным предметом, с их точки зрения.

В классе непременно сойдутся умница-красотка и завидующая ей невзрачная прилежница, заводила из плохишей и страдалец-задрот, неуч-спортсмен и карьерист-шестерка. И только когда все основные типажи соберутся, Бен Росс приступит к осуществлению своего замысла.

Спектакль "Волна" РАМТ

Впрочем, сначала и замысла как такового не было. Бен показал подросткам фильм о Гитлере, нацистской Германии и концлагерях. После просмотра он ответит на недоуменные вопросы школьников, сводящиеся к единственной мысли: "А что, так можно было?" И в этот момент ему на ум придет идея попробовать превратить здоровое, образованное общество молодых людей, твердо стоящих на принципах демократии и гуманизма в граждан тоталитарного государства.

На эксперимент Бен отвел себе 6 дней, тем самым надеясь присвоить статус нового бога. Прежний, как известно, за 6 дней сотворил мир. Простой учитель из калифорнийской школы за тот же срок решил этот мир переиначить. Объединяющим символом новых людей стала волна.

Тут, чтобы стало понятнее, надо сказать несколько слов о писателе Тодде Штрассере, который до писательства работал копирайтером и немного репортером. Видимо рекламная журналистика была лучшим, что получалось у Тодда, поскольку его книги по языку и стилю напоминают средней руки публицистику: острые политические или злободневные темы, которые обязательно выстрелят, штампованные герои, выверенные модели поведения. Словом, все то, что обязано делать автора успешным – никакой лирике в прозе.

Самым знаменитым проектом Штрассера стал роман "Волна", созданный писателем в 1981 году по мотивам телепередачи Джонни Докинза. Тогда-то Тодд узнал, что в 1967 году учитель решил объяснить школьникам, как немецкое население могло принять нацистский режим Третьего рейха, для чего создал экспериментальное общественное движение "Третья волна".

Обрезать название до слова волна, стало, несомненно, одной из лучших идей Тодда Штрассера, потому что числительное сужает полисемию одного из самых древних символов. В зависимости от ситуации и контекста волна означает движение, постоянные изменения, либо стать предвестником сильных волнений и надвигающихся перемен. Волны могут символизировать быстротечность человеческой жизни, движение подсознательных процессов. В них преломляется свет и искажается изображение.

Эти определения и с десяток как нельзя точно описывают состояния, проживаемые всеми участниками экспериментами. Всеми, потому что учитель Максима Керина, конечно, лгал, уверяя школьников, что ведет их уверенно намеченным путем. Максиму замечательно удается передать трансформацию Бена за эту укороченную неделю. Он растерян от обрушившейся на него внезапно новой волны, но ему удается ее обуздать. И вот он поймал свою волну, гонит ее. Как ему кажется, гонит прочь, потому что последним приходит девятый вал.

Но новое ученическое общество "Волна" разрастается с мгновенной скоростью. На эту удочку попадаются не только несформировавшиеся подростки, но и сам учитель, который будто бы, может мыслить самостоятельно, анализировать ситуацию. Но чем больше он старается стать лучше, выше, сильнее, тем очевиднее страшная мысль – никогда больше Бену не стать прежним: невозможно войти дважды в одну реку.

Пострадают от эксперимента и ученики, хотя кое-кто поначалу выиграет: миленькая, но неприметная Эми Полины Лашкевич превратится в уверенную в своих чарах женщину, а увалень Роберт Владимира Зомерфельда перестанет стесняться самого себя и превратится в полноценного и полноправного участника учительских опытов.

Спектакль "Волна" РАМТ

Ненадолго. Потому что, если бы учитель действительно хорошо знал историю (и умел бы делать выводы) он бы вспомнил, что быстро человек способен только все разрушить. Созидание – долгая, кропотливая работа.

А еще каждому человеку неплохо помнить, что всякий эксперимент и плох и хорош одновременно тем, что он должен разрешиться результатом. И если его заранее не готовить, волна смоет, унесет эксперимент без остатка.

Растерянные, потухшие лица, с которыми актеры выходят на поклоны, как нельзя лучше говорят об этом. Трудно сказать, им было трудно мгновенно перестроиться в небольшом пространстве зала или таково решение режиссера. Несомненно одно: в прошлом году спектакль "Я нанял убийцу" Галины Зальцман был отмечен специальной премией фестиваля "Золотая Маска" за точность художественных средств и ясность театрального высказывания" абсолютно заслуженно.

И об анкете. Выйдя из зала, можно перечитать вопросы и посмотреть свои ответы. Если они заставят задуматься или поспорить с создателями спектакля – не пугайтесь. Это лучше равнодушного безразличия. Живая реакция на спектакль с таким количеством смыслов, самое лучшее, что может случиться после "Волны".