Сдают нервы: водители неделю живут в грузовиках

На границе Белоруссии и Литвы – очереди из тысяч грузовиков. По словам водителей, проехать не могут по несколько суток. Причина – масштабное техническое обновление электронных баз таможни в странах ЕС. Как это влияет на снабжение Калининградской области и есть ли выход?

Техническое обновление систем таможенного декларирования, за которое уже не в первый раз взялась Литовская сторона привело к транспортному коллапсу на границе Белоруссии и Евросоюза и может отразиться на экономической безопасности Калининградской области.

Пока Литовская таможня перезапускает электронные базы данных, оформление транспорта идет в ручном режиме, выезда из Белоруссии ожидают 5 тысяч фур. Заложниками ситуации оказались и калининградские дальнобойщики, которые везут в регион промышленные и продовольственные товары.

Через пограничный пункт пропуска Советск-Панемуне обычно идет много фур, доставляющих в Калининградскую область грузы из России и Европы через территорию Литвы. Сегодня грузового транспорта непривычно мало. Большинство калининградских перевозчиков застряли на белорусско-литовской границе.

У водителей заканчиваются продукты, многие стоят на трассе, где нет ни магазинов, ни кафе. Хотя, фуры попытались перенаправить через Латвию, ситуацию это не улучшило.

"Литва принимает не больше 50 процентов от традиционного объема. И даже наша латвийская граница "Псков" нагружен под завязку", – отметила руководитель Агентства по международным и межрегиональным связям правительства Калининградской области Алла Иванова.

Время ожидания они меряют уже не часами, а сутками. Такие же транспортные заторы и на границе Белоруссии с Польшей. Выручает только запас продуктов, который брали в дорогу и газовые горелки. Многие водители живут в салоне уже больше недели. Даже у привыкших к дорожным передрягам дальнобойщиков терпение на пределе. Фуры со скоропортом хоть и пускают вне очереди, сроки доставки срываются.

"Стою четыре дня. У многих нервы сдают", – говорит водитель-экспедитор Сергей Савощик.

Усугубили ситуацию отголоски миграционного кризиса. Крупнейший пункт пропуска Брузги-Кузница польские власти в одностороннем порядке закрыли.

В Калининградской области сейчас запущен новый современный железнодорожный паром на линии Балтийск-Усть-Луга. Если заторы на границах в ближайшее время не исчезнут, паромное сообщение начнут использовать для транспортировки грузов более интенсивно.