Защищаться любыми способами без ограничений допустимой самообороны. Такое право предлагается предоставить россиянам в той ситуации, когда преступники проникают в их жилье. СМИ сегодня сообщили, что законопроект с поправками к 37-й статье Уголовного кодекса направлен группой депутатов Госдумы на отзыв в правительство. Авторы считают, что формула "Мой дом – моя крепость" должна быть закреплена законодательно. Впрочем, у идеи немало и противников.
Дело жителя Тверской области Александра Зобенкова прогремело на всю страну. Осенью прошлого года суд оправдал мужчину, который защищал себя и своих близких. Когда во двор ворвались четверо незнакомцев и стали избивать семью дубинами, он схватил нож и убил троих нападавших.
"У меня спрашивают, как ты наносил удары? Вот так? Вот так? То есть характер нанесения ударов. Я для себя эту картину так и не вспомнил. Для меня конкретно было, что нас сейчас всех убьют", – только и может вспомнить бывший подсудимый Александр Зобенков.
Прокуратура просила для него 18 лет, но суд постановил: умышленного причинения смерти не было. Александра оправдали в связи с отсутствием состава преступления.
Подобные дела всегда вызывают общественный резонанс. Каждый раз суду приходится определять ту самую грань между допустимой самообороной и ее превышением. Согласно 37-й статье Уголовного кодекса, в которой как раз говорится о пределах самообороны, защищающий себя при нападении должен соизмерять свои действия с опасностью.
Но, по мнению некоторых экспертов, эффективно защищать свою жизнь и собственность в таком виде норма закона не дает – формулировка размыта, а потому чаще всего трактуется против обороняющегося. Тот, кто защищает себя от посягательств у себя же дома, должен и может делать это любыми способами. В этом уверены в Госдуме.
"Человек, который защищает себя, свое жилище, своих родственников, то есть он обороняется, он не должен думать о последствиях, если он применит физическую силу, применит любой вид оружия. Это может быть огнестрельное оружие, это может быть травматическое оружие, которым тоже можно убить человека, это может быть все что угодно. То есть, защищать можно любыми способами", – настаивает глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, за шесть месяцев 2021 года по статье "Убийство, совершенное при превышении необходимой обороны" были осуждены 132 человека, а оправданы только двое. По статье "Причинение тяжкого или среднего вреда здоровью при превышении необходимой обороны" осуждены 203 человека, оправдательных вердиктов не было вовсе.
"Я выполнил свой гражданский долг перед своими родными. То есть, я их защитить смог. То, что меня посадят, я, как бы, уже согласился с этим", – вспоминает бывший подсудимый Александр Григорьев.
В дом Александра Григорьева вломилась толпа озверевших бандитов и стала избивать всю семью. Сам хозяин первым получил удар битой по голове, а когда очнулся, то дополз до сейфа и успел достать ружье. Убил четверых.
"И вот он выскочил сюда, я увидел, что у него нож, – вспоминает экс-подсудимый Александр Григорьев. – Я даже чуть-чуть назад попятился. Он видел, что у меня ружье, и все равно он продолжал: "Завалю, с***! И все, я просто нажал на курок, как держал, так и нажал".
Нынешнее положение дел, как полагает ряд экспертов, дает преимущество не тому, кто обороняется, а тому, кто нападает.
"Нападающий не стеснен в способах и выборе нападения, а защищающийся должен в секунды соразмерить, соответствует ли характер нападения характеру защиты", – еще раз подчеркивает следователь по особо важным делам при Генеральной прокуратуре СССР Владимир Калиниченко.
Если же нападавший будет знать, что получит настоящий отпор, то несколько раз подумает, а стоит ли вообще нападать, уверены сторонники инициативы.
"Если преступники, потенциальные преступники будут понимать, что войдя в жилище человека, а я бы еще добавил и "на участок человека, на частную собственность", они рискуют получить пулю без предупреждения, я думаю что таких посетителей незваных станет резко меньше, – предполагает заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук Михаил Барщевский. – Сама идея "Мой дом – моя крепость" с моей точки зрения представляется абсолютно правильной и абсолютно необходимой. И давно назревшей".
Оппоненты законопроекта парируют: мол, так любой бытовой конфликт можно обставить как незаконное проникновение в жилище. А убийца, который мог и спланировать ситуацию, уйдет от наказания.
"На мой взгляд законопроект заслуживает внимания, его нужно обсуждать, но в то же время он достаточно сырой, он будоражит умы простых граждан, которые могут обычное хулиганство обличить в форму самообороны и пытаться ввести в заблуждение правоохранительные органы, для того чтобы уйти от ответственности", – опасается подполковник запаса МВД России Олег Иванников.
Инициативу об изменениях в статью о самообороне уже направили на рассмотрение в правительство и Верховный суд, а уже после законопроект ожидают слушания в Госдуме.