Тема:

Коронавирус 1 день назад

Без вируса: специальный репортаж "Вестей в субботу" из пустыни

Может ли ковид быть у верблюда? Разрешает ли ислам прививаться? Почему на рынках в Эмиратах только привитые?

Что касается медицины, то главным вызовом остается ковид. А главные примеры для подражания – это страны (пока, правда, единичные), где вакцинация перешагнула уже 90%. В частности, в Объединенных Арабских Эмиратах привились уже 93%. Именно благодаря этому Эмираты – одно из тех мест, где уже возможно проведение крупных очных мировых мероприятий, будь то Всемирная выставка "ЭКСПО" или то мероприятие, на которое туда летали "Вести в субботу". Но пока Эмираты и ковид. А наши репортажи оттуда – это ведь всегда и немножко "Белое солнце пустыни".

Продолжение рассказа об эпидемиях прошлого и вакцинации сегодня. Первый наш такой рассказ был из Латинской Америки. И вот мы на Аравийском полуострове, где также раскопаем (или попробуем раскопать), что же на все влияет. Почему разные народы так по-разному вакцинируются? Где здесь лень? Где невежество, а где, может быть, и политическое соперничество?

Коренные жители этих мест – бедуины. Их подопечные – верблюды, о которых известно, что они могут подхватить коронавирус. Как узнать, не заболел ли и верблюд?

"Первый симптом: у верблюда течет из носа. Еще мы следим за тем, не стал ли верблюд есть меньше обычного", – рассказывает Саид Мохаммед Саид, предприниматель, владелец верблюдов.

Но местные верблюды не болеют. Потому что здесь почти не болеют люди. А что здесь за люди? Что знают о русских?

"Я знаю, что они поют "А в Дубае, а в Дубае", курят кальян и читают Коран", – говорит доктор Муса Аль-Зубаиди, ведущий телеканала "Аль-Эмарат".

Знаменитый морской залив-рукав в Дубае. Мы на пароме пересекаем с местной телезвездой Мусой Аль-Зубайди. Русский он выучил, когда учился на Украине.

- Еще на той Украине, где по-русски говорили?

- Да.

Но нас здесь сегодня интересуют местные реалии. Еще один наш новый знакомый, Мохаммед, везет нас в пустыню, где надо сориентироваться по ветру, чтобы он, как это бывало в древности, не принес из пустыни заразу.

Говорят, что в этом смысле жизнь в пустыне или в степях помогала кочевникам. Ведь болезни были где-то там, их не задевали, и они из глубин пустыни приходили как успешные военные завоеватели. Нынешние арабы – уже давно оседлые. Наш новый знакомый вообще-то занимается цифровыми технологиями. Но и про пустыню знает все. А там у нас бывают совершенно неожиданные пересечения.

Когда мы усаживаемся, то не могу не задать вопрос: а в такой одежде (она назывется "кандура") вообще удобно?

- Если нужно заняться тяжелой работой, то ее можно просто приподнять и приступить к делу, – пояснил Мохаммед аль-Хаммади, предприниматель, руководитель направления в EDGE Group. В такие удобные здесь одежды здесь облачались издревле. Здесь – это на описанном еще Афанасием Никитиным перекрестке всего мира.

В кочевые времена здесь не знали болезней, но потом (с таким-то географическим положением) Эмираты стали протекторатом, естественно, Британской империи.

С русскоязычным журналистом Мусой швартуемся у берега, где теперь обустроен исторический квартал.

Одна из самых жутких страниц в истории нынешних Объединенных Арабских Эмиратов. На острове около эмирата Абу-Даби жили несколько тысяч ловцов жемчуга. После эпидемии оспы в живых остались лишь 15 человек. Но кто теперь вспоминает об оспе, когда все привиты?

Достаточно свежая коллективная память об эпидемиях – первое объяснение, почему здесь такой строгий и ответственный подход к пандемии. Летишь сюда с ПЦР. Но прямо по прилету в аэропорту за счет государства – еще один ПЦР. Только получив отрицательный результат, можешь ездить по стране. А посмотреть здесь есть что.

Едем на север страны, в горы. Я, конечно, не специалист, но здесь могут быть куски метеорита. Здесь, на границе Эмиратов и Омана очень много метеоритов находят. По одной из теорий, именно с метеоритами на нашу грешную землю и прилетают заразные заболевания. Недавний доклад Университета Кардиффа гласит, что многие эпидемии действительно совпали с падением на Землю крупных небесных тел.

Местные сами себя блюдут. Впрочем, кто они, местные? В Дубае заходим на рынок. 90% населения – гастарбайтеры.

Сын Мохаммеда при встрече в пустыне, как здесь полагается, протянул нам финики. Как указал пророк Мохаммед, их надо брать нечетное количество.

- Мы знаем, что существуют религиозные люди, мусульмане и христиане, которые утверждают, что вакцинация идет вразрез с их религией. Вы слышали что-то подобное?

- Да.

- Вам есть что сказать по этому поводу?

- Это не правда, – подчеркивает Мохаммед аль-Хаммади. – У нас есть четкие указания в Священном Коране: если есть доступная медицинская защита, ее нужно принимать.

Вот и Муса на рынке объясняет: например, благовония прежде всего полезны для здоровья.

- А вы все такие про здоровье?

- Да. У нас, согласно религии. ты должен следить за своим здоровьем. Здоровье – это подарок Бога. Важно быть всегда здоровыми, чтобы ты мог работать, воспитать своих детей, всегда хорошее сделать, – говорит Муса.

А теперь противоположный (западный) конец страны. Подъезжаем к границе эмиратов Дубай и Абу-Даби, где проверяют QR-коды и ПЦР. Когда в Абу-Даби предъявляешь QR-код на входе в торговый центр, охранник еще и отмечает: "А вам бы и ревакцинироваться уже пора". И тут уже на забалуешь. Вот такое сочетание истории, религии и дисциплины и дало тот результат, что есть: привиты 93% всех жителей страны – и граждане, и гастарбайтеры. Все это в стране, которая сама вакцины не производит, а полвека назад начинала свой путь в будущее с куда более скромных позиций, чем у России.

Объединенные Эмираты можно только поздравить с тем, как за какие-то 50 лет была преобразована страна. Точно так же, как в последние два года разработали одну из самых эффективных систем в мире и вакцинации, и QR-кодов. Другое дело, сейчас, когда пришел "омикрон" и ситуация меняется, так ли уж эффективна эта система? Напомню, как в Абу-Даби мы показывали QR-код даже на входе в торговый центр. А что в этой же стране, но в другом эмирате, в Дубае?

- Мы сейчас идем в масках, потому что мы в общественном месте. Но у нас не проверили QR-код. Как часто проверяют QR-коды вообще?

- Тут не проверяют, – рассказывает Муса.

При куда более заразном "омикроне" правила, наверное, будут дорабатывать и здесь. Но, учитывая, какой здесь процент вакцинации и что все последние месяцы смертность от ковида в Эмиратах стремилась к нулю, и сейчас, когда пришел вездесущий "омикрон", заболеваемость растет, а смертность – завидно низкая. Больше того, именно Эмираты выступают "воротами в регион" российского "Спутника". А регион – обширнейший.

Например, насколько известно, именно через Эмираты "Спутник" идет в Африку. "Спутником" привился президент африканского государства Гвинея, благо именно в Эмиратах, в Дубае, сейчас проходит Всемирная выставка "ЭКСПО".

- Я должен признаться в том, что я никогда не был в вашей стране, но у нас, у русских, есть ощущение, что мы все там побывали, – из-за вакцины "Спутник". А в павильоне сколько народу привито "Спутником"?

- Все вакцинированы "Спутником", – говорит сотрудница павильона Гвинеи на "ЭКСПО-2020".

Так чем мы хуже африканцев? Но чем же мы отличаемся и от них, и от эмиратцев?

– А есть антиваксеры?

- Есть. Но очень мало. И они должны иметь ПЦР-тест при себе, – пояснил Муса.

– Сколько стоит ПЦР?

- Около 40 долларов.

- Грубо говоря, 120 долларов в неделю выложи за ПЦР, если ты не хочешь прививаться.

Что при этом бизнес?

- Если кто-то из моих работников не захочет прививаться, то я просто не смогу позволить ему работать на меня. Ведь мне нужно защитить свою семью и своих оставшихся работников, – сказал Саид Мохаммед Саид.

Ну, а мы? Так и будем доказывать, что мы не верблюды? Для полноты картины – еще немного о местных обычаях.

- Тут люди дружные. Я думаю, что это похоже на русских. Русские тоже дружат, – говорит Муса.

– Ох, еще бы нам, русским, быть похожими на вас в плане процента вакцинации. В

- Дай Бог.