Дипломатическая артподготовка: вспомнят ли США должок

Женева готовится принять переговоры России и США по стратегической стабильности. Предварительная встреча делегаций пройдет уже в воскресенье вечером, 9 января, но основная часть разговора замглавы российского МИДа Сергея Рябкова и первого заместителя американского госсекретаря Уэнди Шерман будет уже завтра, 10 января. Подробностей пока немного.

В Госдепе США заявили, что вынесут на российско-американское обсуждение только двусторонние вопросы. Например, взаимное ограничение масштабов учений, а более широкие темы оставят для многосторонних форматов. Действительно, уже на 12 января запланирован Совет Россия-НАТО, а на 13 января – заседание постоянного совета ОБСЕ в Вене. Ясно, что переговоры будут тяжелыми. Проведенная сторонами артподготовка это подтверждает.

Первой в субботу вечером в Женеву прибыла американская делегация, в воскресенье утром – российская. И сразу запланированы предварительные консультации перед – без преувеличения – главным событием этой зимы.

За несколько дней до начала переговоров ровно напротив того места, где они будут проходить, уже все оградили для прессы и поставили две белые палатки для тех, кто будет делать прямые включения. Прессы заявлено очень много, все сюда, конечно, не поместятся. В таком случае действует простое правило: кто первый пришел, тому и место.

Навесы защищают не только от ветра, но и от дождя, и от метели: крупные хлопья рискуют намочить и испортить технику.

Идущий в Женеве снег как нельзя лучше символизирует нынешнее состояние отношений между Россией и Соединенными Штатами. К началу встречи, говорят, распогодится, по крайней мере – вне зала, где будут проходить переговоры.

Желающих оказаться на пятачке для прессы на сегодня уже больше полусотни. Из разных стран – Россия, США, Бельгия, Франция, Великобритания. Самолеты один за другим приземляются в Женеве.

Журналисты настраиваются на марафон и готовятся к такому же столпотворению, как это было в Женеве в июне.

Швейцария выбрана не случайно, именно в этой стране чаще всего подписывают самые важные документы. Летом этого года здесь состоялась первая личная встреча Путина и Байдена. Оба президента и сейчас будут внимательно следить за обсуждением российских инициатив, но дистанционно.

А вот кого не будет на этих переговорах по гарантиям безопасности, так это Европы, хотя говорить будут как раз о ней.

Европейские чиновники уже выразили недовольство. Глава немецкого МИДа чего-то требовала в США. Правда, дольше летела, чем общалась.

Макрон вдруг активизировал нормандский формат и вновь заговорил о необходимости стратегической автономии ЕС, глава европейской дипломатии Боррель отправился с киевскими властями на линию разграничения в Донбасс. Но общая бурная имитация деятельности не помогла. Европейцы так и остались за бортом женевских переговоров.

"Безопасность в Европе, ситуация на Украине – эти вопросы, в первую очередь, касаются европейцев. Но Европа отделена от России, внутри стран ЕС нет единой линии подхода в отношении ни с ней, ни с Соединенными Штатами. Экономический вес Европы очень солидный, но отсутствие единой политической линии делает ее аутсайдером дискуссии", – считает бывший посол Швейцарии в России Ив Россье.

В европейской прессе признают важность переговоров. Но статьи пестрят все той же русофобской риторикой о том, что Россия угрожает Европе и НАТО, а не наоборот.

Британский журнал "Экономист" за январь: на обложке фраза: "Мистер Путин сейчас вас примет". Внутри читателя снова пугают мнимой подготовкой России к нападению на Украину.

США тоже упражняются в напускной риторике, но все же согласились приехать. Значит, есть предложения, которые обе стороны готовы обсудить. Переговоры продлятся с утра до самого вечера. Об итогах российская сторона расскажет внутри своего представительства в просторном зале. Глава делегации Сергей Рябков сядет за стол вместе с прессой и ответит на вопросы на двух языках – русском и английском.

***

В последние часы перед переговорами в Женеве в Белом доме и Госдепе были очень многословны. Верный признак неуверенности в себе. На роль доставщика более или менее позитивных сигналов назначили высокопоставленного представителя администрации. Можно предположить, что он близок к советнику Байдена по нацбезопасности Джейку Салливану. А может это сам Салливан и был.

Россия сказала, что чувствует угрозу в связи с перспективами размещения наступательных ракетных систем на Украине. Как президент Байден сказал президенту Путину, Соединенные Штаты не намерены это делать. Так что это одна из сфер, где мы можем достичь понимания, если Россия готова дать встречные обязательства.

По словам этого же чиновника, США готовы обсудить с Россией ограничение военных учений, включая полеты стратегической авиации. При этом сокращать свое военное присутствие в Европе (это еще одно из требований России) американцы категорические не хотят. Как и по-прежнему не хотят, судя по словам уже госсекретаря Энтони Блинкена, придерживаться данного ими более тридцати лет назад обещания. Будто и не произносил в 1990 году предшественник Блинкена Джеймс Бейкер на встрече с Михаилом Горбачевым знаменитой фразы про НАТО "ни дюйма" на восток перед объединением Германий.

"Также стоит отметить, что Москва вместе с тем продвигает ложный нарратив о том, что НАТО угрожает России, что НАТО планирует разместить военную инфраструктуру на Украине, чтобы разжечь конфликт с Россией, что НАТО поклялось после холодной войны не продвигаться на восток, и что НАТО нарушило эти обещания. Каждое из этих утверждений является ложным. НАТО – это оборонительный союз. Он существует для защиты, а не для нападения", – заявляет госсекретарь США Энтони Блинкен.

Вопросом, для чего Америка так цепляется за НАТО (одряхлевшему альянсу в этом году 72, в 1949 году США его создали для защиты Европы от советского влияния), на страницах журнала Newsweek задается посол России в Вашингтоне Анатолий Антонов.

Расширение НАТО на восток противоречит общему и коллективно согласованному принципу неделимости безопасности в Европе. Сам трансатлантический блок – это рудимент холодной войны.

Рудимент – с точки зрения биологии бесполезный орган. Например, хвост у человека. Если такой хвост еще и виляет хозяином, тогда совсем беда. Но Блинкен еще до того, как его первая зам Венди Шерман сядет в Женеве напротив Сергея Рябкова, будто бы специально предлагает начать со второстепенного, не самостоятельного, тоже по сути рудиментарного. Обсудить Украину, будто она не вручную управляется из Вашингтона.

Энтони Блинкен: "Сейчас Россия требует, чтобы Соединенные Штаты и НАТО подписали договор о выводе сил НАТО, дислоцированных на территории союзников в Центральной и Восточной Европе, и о запрете Украине когда-либо вступать в НАТО".

Репортер: "Есть ли опасения, что эти переговоры – это создание предлога для России, чтобы в случае неудачи использовать их в качестве оправдания для вторжения?"

Энтони Блинкен: "Я думаю, что это, безусловно, часть их стратегии".

С деталями американского контрсценария на крайний случай читателей знакомила газета The New York Times, сразу оговорившись – воевать за Украину американцы не будут. Речь о санкциях.

Планы, которые Соединенные Штаты обсуждали с союзниками в последние дни, включают отключение крупнейших финансовых институтов России от глобальных транзакций, эмбарго американских технологий, необходимых для оборонной и легкой промышленности, и вооружение повстанцев на Украине, которые будут вести то, что будет равносильно партизанской войне против российской военной оккупации, если до этого дойдет.

Впрочем, анализ потенциального ущерба явно не вдохновляет тех, кто собирается России его нанести. Российская финансовая сфера трудноуязвима, и пострадать в равной степени может Европа. Это если тронуть SWIFT. Но рассуждать нужно, и вот уже заговорили о запрете экспорта ноутбуков и стиральных машин. Кое-кто оживил в памяти и афганский сценарий. Вспомнили про поставки "Стингеров" украинским повстанцам, которых сами придумали. И тут американцам самим стало страшно.

CNN: По крайней мере два анализа, проведенные в последние недели в госдепартаменте и минфине США, показали, что наиболее жесткие по отношению к России санкции могут также нанести ущерб экономикам по всему миру, вызвав скачок цен на газ и нарушив торговые и инвестиционные связи Европы с Россией.

Есть опасения, что эти негативные последствия могут бумерангом ударить по США".

С газом разобрались быстрее всего. Госдеп выступил против новых санкций, которые могли быть наложены на "Северный поток – 2" в рамках проекта оборонного бюджета.

"Мы обеспокоены тем, что в случае принятия этот закон лишь подорвет единство наших европейских союзников в решающий момент, когда нам необходимо будет выступить единым фронтом в ответ на российские угрозы Украине", — заявил глава пресс-службы госдепартамента Нед Прайс.

Автор законопроекта – сенатор республиканец Тед Круз, который воюет с "Северным потоком – 2", лоббируя интересы газовой отрасли родного для него Техаса. Послушать Круза, так Америка России уже сдалась.

"Это вина Байдена по двум причинам. Первая – это катастрофа в Афганистане, которая показала слабость Байдена. Всех врагов Америки ободрила капитуляция США перед "Талибан (запрещена в РФ)ом" (запрещенная в РФ организация). И, во-вторых, Байден капитулировал перед Путиным по вопросу "Северного потока – 2". А "Северный поток" был построен ради того, чтобы отсечь Украину от транзита газа и направить танки в Киев", – считает сенатор-республиканец Тед Круз.

У Пентагона и американского ВПК свои лоббисты. И болит у них по-другому.

"Мы упустили возможность, мы могли значительно увеличить военную помощь Украине. Мы должны были дать им значительную военную помощь для сдерживания угрозы. Также мы могли разместить войска в странах НАТО, расположенных близко к этой кризисной ситуации – в Польше и странах Балтики. Эти возможности были упущены", – сетует четырехзвездный генерал армии США в отставке Джек Кин.

За кульбитами отставного ястреба, затаив дыхание, наверняка следили в Киеве, сожалея, что не его Байден снарядил на переговоры в Женеву.

Впрочем, и сами украинские представители, вопреки обещаниям американцев ничего не решать без них, присоединятся к дипломатическому марафону предстоящей недели лишь на его последнем – Венском – его этапе. На встрече ОБСЕ. Без эксклюзивных условий. В числе 57 стран.

***

До Женевы, Брюсселя и Вены далеко. Но и укутанная снегом подмосковная усадьба Архангельское тоже на время стала местом, где делается большая мировая политика. Обсуждать будущее Украины сюда приехали советники канцлера Германии и президента Франции.

Но сначала – знакомство с русскими обычаями. Перед серьезным разговором надо чаю из самовара испить, да в санях, запряженных орловскими рысаками, по парку с ветерком прокатиться.

Важные переговоры проходят накануне православного Рождества, и катание на санях – одна из святочных традиций. А вокруг есть на что любоваться. Архангельское не зря часто называют подмосковным Версалем. Вокруг дворцы и парки невероятной красоты.

Представить, что такая русская зима могла бы понравиться советнику из Киева невозможно, поэтому от стран нормандского формата только три представителя. Дмитрий Козак коллегам из Парижа и Берлина донес четкую позицию Москвы: альтернативы минским соглашениям не существует.

"Все – и новое правительство Германии, и прежнее руководство Франции – подтвердили свою приверженность минским соглашениям на юго-востоке Украины. Договорились о планах по дальнейшим контактам, в том числе с участием уже украинского руководства", – сообщил замглавы администрации президента России Дмитрий Козак.

И даже при таких результатах переговоры шли дольше четырех часов и закончились уже в ночи. А за тем местом, где сидел представитель Германии, осталась целая стопка разорванных документов.

К многочасовым и трудным переговорам Западу надо бы привыкать. Россия от своих красных линий отступать не намерена. Тем более, что перед переговорами с США обозначены они максимально четко.

И даже, что редкость в дипломатии, сразу изложены на бумаге и опубликованы. Это всего несколько страниц. На них – преамбула и 8 статей. Первые три – общие слова о миролюбивом настрое. С четвертой начинаются конкретные предложения.

Статья 4. Соединенные Штаты Америки принимают обязательства исключить дальнейшее расширение Организации Североатлантического договора в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик. Соединенные Штаты Америки не будут создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик.

Вот оно – главное условие безопасности Российской Федерации. Обязательство не расширять НАТО на восток должно быть зафиксировано на бумаге.

Москва словам больше не верит.

"Нам важен не ход переговоров, важен результат. Ну разве мы не знаем, я же много раз уже об этом сказал, и вы наверняка знаете хорошо. "Ни одного дюйма на восток", сказали нам в 90-е годы. Ну, и чего? Надули. Просто нагло обманули", – напоминает президент России Владимир Путин.

"Пять волн расширения НАТО, – говорит российский президент. – И теперь уже, пожалуйста, в Румынии, сейчас в Польше появляются соответствующие системы. Вот, о чем речь".

"Ну, поймите же вы, в конце концов. Не мы кому-то угрожаем, к нам пришли. И теперь еще говорят: нет, теперь и Украина будет в НАТО. Значит и там будут системы. Или, бог с ним, не в НАТО, на двусторонней основе будут. Базы и ударные системы вооружений. Вот, о чем идет речь", – поясняет Путин.

"А вы требуете от меня каких-то гарантий. Вы должны нам дать гарантии, вы – и немедленно. Сейчас. А не забалтывать это десятилетиями", – подытоживает российский лидер.

Другие предложения российской стороны касаются размещения вооружений.

Статья 5. Стороны воздерживаются от размещения своих вооруженных сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой стороной как угроза своей национальной безопасности, за исключением такого развертывания в пределах национальных территорий сторон.

Это явный упрек в сторону НАТО, чьи войска под предлогом защиты от фантомной российской угрозы за последние годы только нарастили свое присутствие в Польше и Прибалтике.

"НАТО сейчас чисто геополитический проект по освоению территории, которая оказалась бесхозной после исчезновения Варшавского договора и после распада Советского Союза. Вот чем они занимаются. Но то, что они сейчас уже замахнулись на, как сказал Путин, порог нашего дома, конечно, нас это не может оставить безразличными", – говорит министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Соединенные Штаты последовательно разрушили почти все договоры, ограничивающие гонку вооружений. Поэтому Россия предлагает новое решение.

Статья 6. Стороны обязуются не развертывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой стороны.

По высказываниям из-за океана какие-то российские предложения, например, снижение активности военных учений и неразмещение ракет на Украине, Вашингтон готов обсуждать. А какие-то предложения резко отвергаются еще до начала переговоров. Среди них – снижение численности войск НАТО на границе с Россией. Российскую делегацию возглавит заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков. Дипломат настроен на конструктивный разговор.

"Мы не с протянутой рукой туда едем, – говорит Рябков, – мы едем с четко сформулированной задачей, которую необходимо решить на тех условиях, которые мы сформулировали".

"Если мы будем ходить по кругу и повторять одно и то же, если не увидим ни малейших признаков готовности с той стороны учесть наши приоритеты, отреагировать на них конструктивным образом, тогда диалог станет беспредметным", – предупреждает дипломат.

События в Казахстане обсуждать в Женеве точно не будут, заявил сегодня же Рябков. Опытный переговорщик не исключил, что весь диалог может закончиться и после одной встречи, если американская сторона не проявит интереса к поиску компромиссов.

- Все предложения – от стратегической стабильности и до виз – у них на столе. Нет ничего, что можно было бы назвать, что должок за Россией. Такого нет.

- А какой должок за Соединенными Штатами?

- Самый большой должок за США – воспринимать Россию как партнера.

В любом случае ясно, что переговоры будут сложными. Но в конце российского проекта договора о гарантиях безопасности все же оптимистично оставлены места для подписей – за Российскую Федерации и за Соединенные Штаты Америки.