На Большой пресс-конференции президента правила и традиции неизменны. Главное – привлечь внимание. И кто в чем приехал, имеет значение.
Разговор начинается с пандемии. "Нам нужен коллективный иммунитет где-то под 80%. Надеюсь, в следующем году где-нибудь хотя бы в конце первого квартала, во втором квартале, мы достигнем этого уровня. В некоторых странах сейчас уже говорят о необходимости достижения коллективного иммунитета в 90-95%", – сказал глава государства.
- В той же демократической Австрии – штрафы для тех, кто не вакцинируется. Может быть, ввести какие-то и уголовные наказания для тех, кто призывает не ходить к докторам? – спросил Александр Гамов, журналист "Комсомольской правды".
- Нужно ли вводить какие-то меры преследования на этот счет? Я думаю, что нет. Дело совершенно не в какой-то политической воле. Дело в том, что всегда сила действия равна силе противодействия. Как только начнешь давить, так у нас же народ изобретательный, сразу появятся способы обойти стремление надавить. Нам нужно идти по другому пути. Нужно с уважением относиться к людям, несмотря на их позицию, и терпеливо разъяснять необходимость принятия определенных мер, – считает президент.
Но для некоторых политических сил, в том числе тех, которые любят постоянно обращаться к советскому опыту, пандемия – это еще и повод для хайпа.
"В советское время никто не спрашивал. Шлеп! Все, пошли. Сегодня те, кто руководил еще в советское время большой страной и довел ее до распада, кстати говоря, – в первых рядах тех, кто борется с вакцинацией, чтобы повысить свой рейтинг среди той части населения, которая выражает сомнения по поводу необходимости вакцинации. Но это нечестная позиция. Если люди грамотные, понимающие, ответственно относящиеся к своим избирателям и к людям, которых они призваны защищать, они должны знать принципиальную позицию, а не крутить хвостом, не зарабатывать дешевые очки на здоровье нации. Вот если мы будем принципиально, последовательно, доходчиво и с уважением к людям разъяснять необходимость вакцинирования, думаю, что мы добьемся нужного результата", – заявил Владимир Путин.
Чтобы попасть на пресс-конференцию, нужно было сдать три ПЦР-теста. При входе – санитарный контроль. Впервые Большая пресс-конференция президента – в Манеже. В зале предприняты все антиковидные меры, расстояние между креслами – полтора метра, численность участников пришлось ограничить. Но тем не менее, несмотря на пандемию пресс-конференция стала не телемостом, а все-таки примером живого общения.
Несмотря на все меры предосторожности, рабочий график у Путина такой же насыщенный, как и до пандемии. "На 3 метра люди садятся от меня, мы беседуем. Показывают только незначительную долю моих контактов и встреч, когда мы под камеры с людьми работаем. А так каждый день я практически встречаюсь. И совещания проводим", – рассказал Путин.
Столкнувшись с ковидом, российская экономика оказалась более подготовленной. Спад – 3%. Меньше, чем в Европе. Быстрее идет восстановление. В этом году, по прогнозам, рост будет 4,5%. Строительство бьет рекорды – сдано 90 миллионов квадратных метров. А это особенно важно: среди важнейших задач и вызовов для страны – демография.
"У нас же рабочих рук не хватает. Вот и у нас сейчас 80 с небольшим, по-моему, миллионов человек в работоспособном возрасте, мы должны серьезно увеличить это к 2024-му и к 2030 годам. Это один из факторов экономического роста. Еще раз хочу это подчеркнуть, про геополитическую составляющую этого важнейшего вопроса и про гуманитарную. Так что сбережение народа, о котором говорил Солженицын, становится и является одной из важнейших задач и одним из драйверов роста", – подчеркнул Путин.
Вопросов все больше. В ход идет хитрость.
- Если позволите, я дам слово своей коллеге, она хотела бы эту проблему осветить, – сказала одна из журналисток.
- Да. То есть вы хотите подменить собой Дмитрия Сергеевича? Ну, давайте, работайте пресс-секретарем, – ответил Путин.
Из Екатеринбурга, где скоро Универсиада, президенту привезли подарок – мяч с автографами известных в регионе спортсменов. Но передать не разрешили – он остался на охране, не пропустили из-за правил.
Самый действенный способ привлечь внимание – броский костюм. Работает безотказно. Как и красный цвет.
- Недавно в Госдуму был внесен законопроект о расширении понятия "пытки" и ужесточения наказания за них. Вы согласны, что пытки в российских тюрьмах сейчас носят просто системный характер? И как можно с этим бороться? – спросила Ксения Собчак.
- Да, проблема есть. Нам надо спокойненько с этим работать. И опираться на добросовестное полноценное расследование, во всяком случае тех преступлений, а это явное преступление, которые были совершены. Доводить до конца, чтобы всем было понятно, что наказание за эти правонарушения неизбежны. И в этом случае, мне кажется, мы добьемся положительного результата, безусловно, используя и возможности правозащитных организаций. Конечно, в местах лишения свободы находятся люди, совершившие или, что касается СИЗО, подозреваемые в совершении уголовных деяний. Но это наши граждане. Это люди. И относиться к ним нужно по-человечески. Будем вместе добиваться изменения этой ситуации к лучшему, – заверил глава государства.
Вопросы – один за другим, в том числе о развитии регионов.
- Какой бы город лично вы, за исключением Петербурга и Москвы, выбрали бы для жизни? – поинтересовалась Людмила Данилкина, корреспондент "Новгородских ведомостей".
- Вы сказали помимо Москвы и Петербурга? Почему вы исключили Москву и Петербург? Это тоже города Российской Федерации. В одном из них я родился. Это мой родной город, поэтому прежде всего, конечно, когда вы задавали этот вопрос, я подумал о Петербурге. У нас на юге очень хорошо развивается Краснодар, посмотрите как развивается прибрежная зона, Крым. В в Сибири мне тоже очень нравится. Уникальная экосистема и уникальные люди. Золотой фонд России – это сибиряки. По своим ценностям и моральным качествам.
- Мы все видели, как вы с Шойгу в тайге отдыхаете. А почему Мишустина не берете с собой? – сказал корреспондент портала Life Александр Юнашев.
- Ну, если мы еще и Мишустина будем брать с собой… Помните, старый еврейский анекдот: а кто в лавке то останется? Кто работать-то будет? Поэтому, когда-то Михаил Владимирович уезжает и отдыхает и публично, и непублично. Каждый из нас, во всяком случае председатель правительства, на котором лежит огромная нагрузка за положение в стране, звонит, ставит меня в известность, так у нас заведено, и говорит, что я поеду туда-то, – ответил президент.
Прессу интересовали не только пандемия, экономика и международная повестка. Предновогодние вопросы заставляли улыбнуться. Например, о том, что на Деда Мороза подали в суд за невыполнение желаний. Юрист из Санкт-Петербурга.
– Я тоже юрист из Санкт-Петербурга. Могу выступить адвокатом Деда Мороза. И напомнить истцу, что Дед Мороз исполняет желание и дарит подарки только хорошим девочкам и мальчикам. Пусть он проанализирует свое поведение, – предложил Путин. – Я благодарен Дед Морозу за то, что я могу с вами сегодня встречаться в том качестве, в котором я нахожусь. Еще больше я благодарен за это народу Российской Федерации, который доверил мне эту высокую должность.
Всего прозвучало 55 вопросов. Расходиться из Манежа никто не спешил. После пресс-конференции журналисты обсуждают ответы президента. За несколько часов – десятки тем. Настоящий срез жизни большой страны. Все вопросы теперь предстоит взять на контроль и федеральным ведомствам, и регионам.