Онлайн-продавцы столкнулись с дефицитом курьеров и повышают им зарплату

Новый год со своевременной доставкой на дом. За 2021 год объем заказов в онлайн-ритейле вырос минимум в два раза. Начал возникать дефицит курьеров.

Накануне праздников традиционно фиксируется взрывной рост покупок. Количество заказов в три раза превышает среднегодовые цифры. Чтобы россияне получили посылки в срок, компании заранее готовят всю инфраструктуру – открывают новые склады, логистические центры, точки сбора заказов и не только.

Этот сортировочный центр открылся в октябре, как раз в преддверии высокого сезона. Для онлайн-ритейла – это ноябрь и декабрь. Сюда посылки приходят из логистических центров и от продавцов, которые торгуют на платформе. А затем в течение нескольких часов уже направляются клиентам.

"Мы платим им за каждое задание. Курьер может в принципе выполнить одно задание и поехать домой. Это его право. Платим мы в зависимости от трудозатрат. Если задание тяжелое, скажем, тяжелый товар и ехать далеко, то мы платим много. Если товар легкий и в одном подъезде много заказов, то это как правило задание дешевое. Но таких заданий можно сделать больше. Спрос на курьеров сильно вырос, конкуренция за курьеров растет. да, эта проблема есть, но пока мы справляемся", – говорит Стас Кондратьев, генеральный директор Ozon Rocket.

Спрос на курьеров сейчас в три раза превышает предложение. Чтобы создать более привлекательные условия труда компании предлагают различные бонусы. Среди них – более частые выплаты, премии, оформление в штат, возможность выиграть образовательный грант и добровольное медицинское страхование. Некоторые курьеры предпочитают работать в статусе самозанятых. Это дает возможность выбирать гибкий график работы.

"Как и у всех игроков рынка нагрузка в ноябре-декабре растет. У нас тоже она выросла. Я вижу, что в этом году нам удалось более удачно пройти этот сезон, чем в прошлом году. Потому что, например, в прошлом году нагрузка на логистическую систему была настолько сильной, что мы останавливали очень часто прием товаров у предпринимателей. В этом году нам удалось без этого обойтись", – рассказывает Татьяна Бакальчук, генеральный директор Wildberries.

Пандемия изменила поведение клиентов. Россияне теперь готовы заказать через интернет практически любой товар. И получить его, желательно, в тот же день. Максимум – на следующие сутки. Для этого ритейлеры пытаются организовать точки сбора заказов в каждом районе города. Алексей Ухачев работает курьером больше года. Говорит, что некоторых клиентов уже знает по именам.

"В данный момент идет высокий сезон, ноябрь-декабрь месяц, в среднем 60 заказов получается. Я работаю в спальном районе Москвы. Так что работаю в одном районе – клиенты и адреса практически все знакомы. Уже со многими в лицо здороваемся", – говорит Ухачев.

Если речь о доставке еды, контрольные сроки сокращаются в некоторых случаях до 15 минут. После начала пандемии только в "Деливери клаб" 150 тысяч человек стали подрабатывать курьерами. То есть, рассматривали эту сферу деятельности как временный заработок.

"У нас есть специальная система внутри которой, курьеры могут отслеживать зоны повышенного спроса и выезжать туда, доставляя заказы в этом районе, получая при этом финансовую надбавку", – говорит Валерия Леденева, руководитель пресс-службы Delivery Club.

Средний доход курьера в России при полной занятости доставляет 70 тысяч рублей. Показатель варьируется в зависимости от региона. В Москве доходит и до ста тысяч. При этом в некоторых городах люди, которые работают на доставке, получают больше, чем представители других профессий.

"В среднем в полтора-два раза выросла в некоторых регионах зарплата курьеров. Не хватает курьеров. Из-за пандемии есть отток мигрантов. Соответственно, спрос на данные услуги растет. Соответственно, растут и зарплаты. Также очень много людей из смежных отраслей перетекают на курьерскую работу", – считает Алексей Новиков, управляющий партнер кадровой компании Unity.

Чтобы привлечь дополнительных сотрудников компании запускают специальные программы. Например, приведи на работу друга и получи бонус. Кроме того, ритейлеры и службы доставки разрабатывают IT-платформы. Они подсказывают, как лучше распределить работу во время пиковых нагрузок.