Прямой эфир из операционной гинеколога стал поводом для возбуждения уголовного дела. В Приморском крае следователи разбираются, как съемки камер видеонаблюдения из частной клиники оказались в интернете. Возможно речь идет о вмешательстве хакеров. Куда ведут следы? И можно ли вообще снимать на видео медицинские процедуры?
Стопкадры видеозаписи из операционной одной из частных клиник дальневосточного города Артем. Пациентка под наркозом, идет хирургическое вмешательство. Деликатное видео, которое должно быть предметом врачебной тайны, неожиданно оказалось на всеобщем обозрении. Неизвестные хакеры взломали пароли и транслировали запись из операционной в интернет в прямом эфире.
"Я не могу запустить, там чисто, – говорит об операционной главврач частной клиники. – Я просто открою дверь, покажу".
Главврач оскандалившейся клиники оправдывается: десять лет работают, а такое впервые. Он объясняет, что видеофиксация операций необходима.
"Было какое-то несанкционированное проникновение в систему видеонаблюдения клиники. Сейчас проводится проверка. Камера была установлена в операционном блоке для того, чтобы я мог контролировать ход операции, чтобы можно было потом эту операцию просмотреть. Если есть разногласия по операции, можно было их выявить", – подчеркивает главный врач клиники Константин Модин.
То, что подобные видеозаписи могут заинтересовать кого-то кроме профессионалов, для медика полный шок. Видео операций не просто транслировали – в свободном доступе оно было всего несколько минут, его выставили на продажу в "Даркнете". Уже известно, что след взломщиков нашли в Латвии, там зарегистрирован IP. В региональном Следственном комитете возбудили уголовное дело по статье о нарушении неприкосновенности частной жизни.
"В настоящее время проводится комплекс мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего и лиц, нарушивших права граждан", – информирует старший помощник руководителя управления СУ СК по региону Аврора Римская.
По данным некоторых экспертов, по общему числу камер видеонаблюдения Россия находится на третьем месте в мире — 13,5 миллиона, то есть почти сотня устройств на каждую тысячу человек. Больше только в Китае и США. И каждый год эта цифра растет. На улицах всевидящее око помогает фиксировать происшествия и раскрывать преступления, а в помещениях – следить за порядком. Дома камеры устанавливают, чтобы обезопасить свое жилище.
И вот эти домашние камеры, как говорят эксперты, для преступников и есть самый лакомый кусочек. Спрос на такое "видео за стеклом" в "Даркнете" велик. И крадут эти данные регулярно. Самое крупное хищение произошло осенью 2020 года: хакеры взломали и получили доступ к 15 тысячам частных камер наблюдения в Москве, установленных в квартирах, магазинах, банках, торговых центрах и других организациях.
Эксперт по цифровым системам безопасности Валентин Попов объясняет, что кража данных с таких камер зачастую происходит из-за беспечности самих владельцев. Очень часто под удар попадают камеры с несброшенными заводскими паролями.
"Парадоксально, но камеры, призванные повысить безопасность, часто сами становятся источником опасности. Самый простой и очевидный способ – отказаться от использования облаков. И вообще не выпускать камеру в интернет. Но он вряд ли кого-то устроит, ведь все уже привыкли смотреть онлайн с мобильных", – отмечает эксперт по цифровым системам безопасности.
Но пациенты медцентра города Артем беспечными не были. И тем не менее пострадали. Можно ли вообще устанавливать камеры видеонаблюдения в операционных? Ведь есть врачебная тайна. Юристы объясняют, что можно.
"Закон оговаривает, что есть специальная категории персональных данных, получать и обрабатывать которые не требует специального разрешения. К ним относятся сведения, касающиеся безопасности и оказания медицинских услуг, установление диагноза. Это логично, потом можно установить, имела ли место врачебная ошибка", – поясняет адвокат Сергей Коломиец.
Если обнаружится, что к утечке могут быть причастны сотрудники медучреждения, то пострадавшие смогут подать в суд на клинику. Впрочем, тем, кто поневоле оказался героем такого неприятного кино, от этого вряд ли станет легче.