Авиастроители с большой дороги. Как Киев пытается кинуть китайцев на деньги

4,5 миллиарда долларов требуют от Киева китайские инвесторы. Украинские власти брали деньги на разработку новых вертолетов на знаменитом оборонном заводе "Мотор Сич", пообещав партнерам долю в предприятии. Но под давлением США сначала отказались от сделки, а потом и вовсе национализировали завод. В итоге китайской компании пришлось обратиться с иском в арбитраж в Гааге.

Презентацию новых вертолетов, построенных, правда, еще по советским лекалам, в Запорожье пытались устроить с помпой и даже проанонсировали первый контракт.

Но новости из Китая вернули украинцев с небес на землю. Вложившие в предприятие миллиарды китайские инвесторы, которых Украина в итоге оставила и без денег, и без завода, потребовали вернуть все до цента. Через Гаагский арбитраж.

"В соответствии с "Соглашением между Правительством Украины и Правительством КНР о привлечении и взаимной защите инвестиций", китайские инвесторы потребовали признать Украину нарушившей двустороннее инвестиционное соглашение и выплатить истцам полную компенсацию всех понесенных убытков на сумму более 4,5 миллиардов долларов США", – говорится в официальном сообщении.

К такому повороту Киев, конечно, должен был приготовиться. Иначе бы не накладывал сначала арест на купленные китайцами акции, 56% – это контрольный пакет, а потом и вовсе национализировал предприятие. Тогда Зеленский объяснил это заботой о нацбезопасности, предприятие же стратегическое. А деньги китайцам можно и не отдавать.

Все это в Китае называли варварским захватом и банальным воровством. Дословно. Это копия письма, направленного китайской компанией в Киев и в международные суды. Вот подпись главы корпорации, мультимиллионера Ван Цзина. Но после того, как в Киеве сделали вид, что письмо не заметили, китайский бизнес перешел в наступление.

Глава корпорации Xinwei и ее дочерней структуры Beijing Skyrizon заявил, что готов к настоящей войне. Ведь для Ван Цзина это еще и вопрос личного престижа. В начале года он оказался еще и под персональными санкциями Киева. А вместе с ним и четыре его компании. И кто за этим стоит в Китае хорошо понимают.

"Это не просто экономический спор и юридическое дело. Тут еще касается дела между Китаем и Америкой в целом, за такое стратегическое важное предприятие. Это по технологии очень важно не только для Китая, но и для Америки", – считает управляющий партнер юридической фирмы Чжоу Гуанцзюнь.

То, что в Белом доме уже не Трамп, а Байден, ни для Киева, ни для Пекина ничего не меняет. Тем более, что у Байдена на Украине семейные интересы. А требование выгнать китайцев с рынка Зеленскому поступило прямиком из американского посольства.

"Их цель, несомненно, в том, чтобы помешать Китаю получить соответствующие двигательные технологии, и обуздать развитие Китая", – говорит научный сотрудник Китайского института международных исследований Цзян И.

Китайцы и не скрывали: их действительно интересуют технологии. Еще в советское время Запорожский моторостроительный в кооперации с десятками КБ по всему Союзу выпускал двигатели мирового уровня.

Но при современной Украине был вынужден осваивать ширпотреб. И китайские инвестиции должны были удержать предприятие от окончательного пике.

"Китай уже понимает, с кем они столкнулись. Это марионетки, и они не думают, как будет государство отдавать. То есть Украина дополнительно может еще ударить по инвесторам внутренним", – заявил заслуженный юрист Украины Владимир Олейник.

Единственный способ договориться – это действовать по закону, заявили в китайском МИД, где пока за всем наблюдают со стороны. Тем более, что к делу " Skyrizon против Украины" уже подключились ведущие международные юридические компании. Но если понадобится помощь совсем уж тяжелой артиллерии, китайские власти найдут способ надавить. И 4,5 миллиарда долларов неустойки еще покажутся Киеву не самыми крупными потерями.