Тема:

Коронавирус 6 дней назад

"Представьте, что вы тонете": врачи рассказали страшные факты о ковиде

Почему никто из певцов, актрис и прочих несогласых так и не пошел с врачами в "красную" зону?

Это была первая неделя на протяжении четвертой волны ковида, когда Россия не обновила свои собственные рекорды по суточной смертности. До этого 10 недель подряд мы ухудшали результаты, и абсолютно рекордной стала цифра 1254 погибших за сутки. Этот пик мы показали дважды на прошлой неделе – в пятницу и субботу – 19-го и 20 ноября. На этой неделе максимальная смертность была у нас во вторник – 1243 человека. Тоже жутко много, но все же небольшое снижение. Снижается и число заболевших.

На совещании президента Путина с правительством, что прошло в среду, вице-премьер Татьяна Голикова докладывала главе государства так: "По итогам прошедшей 46-й недели 2021 года заболеваемость новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации снизилась на 6,1% и составила 175,6 на сто тысяч населения. Что касается коечного фонда, на сегодняшний день в Российской Федерации развернута 271 тысяча ковидных коек, Две недели назад я докладывала, что у нас был самый большой показатель развернутых коек – он тогда равнялся почти 305 тысячам".

Наверное, в этом есть и вклад вакцинации. Сегодня уровень коллективного иммунитета в России составляет 52%. Это все равно мало для того, чтобы предотвратить следующую – уже пятую – волну. Нужно активнее вакцинироваться. И включить прививку от ковида в национальный календарь прививок. Соответствующие поправки в закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней правительство направило в Госдуму еще предыдущего состава 25 мая. Прошло даже первое чтение, но с тех пор движения нет. А ведь национальный календарь прививок – это официальная рекомендация государства прививаться ради профилактики инфекций и гарантия того, что все расходы на вакцинацию государство берет на себя по закону.

Кроме того, включение прививок от ковида в национальный календарь делает законным, например, следующее: временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемии; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями".

Вообще ужесточение требований прививаться характерно сейчас для всех стран. Например, Австрия уже ввела всеобщую обязательную вакцинацию, а большинство немцев, по опросам, более 70%, уже высказывается за введение всеобщей обязательной вакцинации и для Германии. Причем большинство – за обязательную вакцинацию во всех возрастных группах.

Результаты опроса, быть может, таковы еще и потому, что с 1 ноября в Германии вступил в силу новый закон, по которому непривитым немцам, которые не привились и заболели ковидом, государство не будет оплачивать больничный на время карантина. Для многих семей такая перспектива категорически неприемлема.

Если вернуться в Россию, то хорошая новость в том, что наконец-то у нас официально зарегистрирована вакцина для детей в возрасте от 12 до 17 лет. Актуально, ведь дети болеет сейчас все больше и больше. По словам Татьяны Голиковой, от ковида врачи лечат сейчас 30 тысяч детей. Лучше привить их, а не ждать, пока заболеют.

Тем временем в России появилась еще и назальная вакцина для взрослых – тоже "Спутник V". Сейчас уже завершаются клинические испытания препарата, а президент Путин с целью популяризации прививки, выражая доверие к российским ученым и врачам, лично решился на смелый шаг.

"У меня здесь ничего необычного нет, классический случай абсолютно. Как сказала Татьяна Алексеевна, ровно через шесть месяцев после вакцинации у меня титры защитные опустились, и специалисты порекомендовали провести процедуру ревакцинации, что я и сделал. Сначала сделал это в виде укола, а на следующий день после разговора с Денисом Юрьевичем, он же сам, кстати говоря, мне сделал и вторую часть этой процедуры, а именно распылил этот порошок назальной формы. Что что такое? Это просто шприц, только вместо жидкой субстанции он набрал порошок, попросил меня вдохнуть глубоко, пшикнул с одной стороны, с другой, 15 минут я потом посидел, и все на этом закончилось. Никаких ощущений, честно говоря, у меня не было, просто ничего. Просто 15 минут посидел и пошел. После этих двух процедур – укола и этой назальной формы – я уже занимался спортом с утра. Так что могу засвидетельствовать, что все развивается так, как наши ученые и специалисты говорят, все так и есть", – заявил Владимир Путин.

Мастера на красное словцо – политики, полузабытые актеры и певцы, которые так рьяно выступают против прививок, когда дошло до дела, – дали слабину. На экскурсию в "красную" зону никто из приглашенных не пришел. А ведь их ждали. И даже средства защиты приготовили. Конечно, не театральный реквизит и не концертные костюмы. Но вот они, будни врачей в ковидных больницах. Почти два года в таком облачении они лечат пациентов, проводя в зоне заражения по 8-12 часов.

В полусвете угасающего дня главный врач 15-й московской больницы Валерий Вечорко проводит ежедневный обход. В "красную" зону заходим молча, почти не переговариваясь. Мы идем длинными коридорами. Заходим в операционную, где в тяжелых жилетах, обливаясь потом, хирурги удаляют тромб. Палаты сменяют одна другую. Серая тень смерти падает на чью-то жизнь, стянутую в узел тяжелой болезнью.

Мужчина с лицом оловянного цвета. Ему – 47. Женщина, которая недавно стала матерью – 31. Рядом соседка. Безнадежна. Ей – 29. Это не экспонаты – живые люди, отрицавшие прививки от ковида.

"А мы все рассуждаем, что же нам делать… Вакцинироваться или не вакцинироваться? Ну, давайте еще будем рассуждать. Дальше еще что-то будем придумывать. А вирус не будет ждать. Он же будет наступать. Там еще больше будет страданий человеческих. Еще больше будет смертей. Дальше что? Мне кто-нибудь может ответить на простой вопрос. Никто", – говорит Валерий Вечорко.

Врачи устали объяснять. Они предложили увидеть своими глазами. И пригласили в ковидное отделение тех, кто формирует негативное отношение к прививкам. В контрах с ясностью и правдой. Подают "консервы" лжи. Остается только вскрыть. В списке приглашенных – 11 имен. Артисты, о которых давно уже забыли, решили воскресить свои имена на волне протеста.

Это теперь Катя Лель на тему вакцины с инопланетянами общается, а раньше зажигала под "Муси-пуси". Дерзкая блондинка Наталья Ветлицкая с пышным начесом и серьгами-хулахупами – это когда обручи в ушах – вернулась из 90-х. "Плот" Юрия Лозы, "свитый из песен и слов", плывет боком поперек реки. Причем песен он уже 15 лет не писал, а словами договорился до того, что земля в его представлении стала плоской. В прививке от ковида видит зло. Но в ковидную зону идти отказался. Все 11 героев включили заднюю.

Среди почтенных господ нет ни одного вирусолога. Кургинян по специальности – геофизик, с наукой разошелся в 1986-м. Ветлицкая только школу окончила. "Тихая мышка" Шукшина – переводчик. Лоза поступал на географический – бросил. Так себе эксперты, но воду мутят.

"Вот такое пренебрежение к решению этого вопроса, оно нас все глубже и глубже погружает в ковид, и перспектив выйти из него на сегодняшний день нет. А когда ты слышишь, что я не буду прививаться, потому что не хочу, я свободный человек и в праве принимать самостоятельные решения, это обидно", – говорит Марьяна Лысенко, главный врач ГКБ 52.

Сегодня в России полностью привиты 38%, если считать от всего населения страны. Только каждый второй взрослый сделал прививку от ковида.

"Считаю, что надо более решительно этим заниматься. В плане введения QR-кодов, разграничения прав привитых и непривитых, чтобы простимулировать тех, кто не привился, для их же спасения. Если у тебя нет QR-кода, то, пожалуйста, собственная квартира и маршрут до ближайшего продуктового магазина и обратно. А если у тебя есть QR-код, ты чувствуешь себя полностью полноправным членом общества. Да, ты ходишь в театры, в кино, на футбол, на хоккей, твои дети – в школу, детский сад", – заявил Александр Гинцбург, академик РАН, директор Института Гамалеи.

Тема оказалась чувствительной. Принятие закона о QR-кодах Госдума отложила – слишком много обращений от недовольных граждан. Но регионы не стали дожидаться единых для страны правил и стали ужесточать антиковидные меры.

Внутренние рейсы на Камчатке – очень часто единственный способ добраться из краевого центра в отдаленные северные районы – объявили свободными от ковида. Все перелеты на полуострове – только с QR-кодом. Чистые рейсы – как санитарный барьер: остановить вирус на подлете. У стойки регистрации – контролер с телефоном: подлинность цифрового кода проверяют через приложение. Здесь ждали волну возмущений, но за всю неделю ни одной жалобы. Жители отдаленных районов полуострова давно привились.

"Я – за то, чтобы привились все. Это нормально для меня. Мы с помощью прививок такие болезни победили, что я не знаю, почему люди никак прививаться не хотят. Тем более в нашей стране это бесплатно", – отметил один из местных жителей.

С вакцинированными и переболевшими все понятно. Цифровой код присваивают автоматически. На Камчатке расширили этот список, и в поликлиниках стали выдавать разрешительные справки по титру антител.

"Мы ввели дополнительную форму документов – это подтверждение высокого уровня антител. Дело в том, что большое количество людей на Камчатке в прошлые периоды не посещали врачей или у них протекала болезнь бессимптомно. И у нас есть огромное число переболевших, которые не имеют официального подтверждения. И я считаю правильным и честным признать это", – сказал Владимир Солодов, губернатор Камчатского края.

По справке и коду теперь отправляются междугородние автобусы. Мы едем в Мильково. Это триста километров от Петропавловска-Камчатского. По статистике, чем дальше населенный пункт, тем больше вакцинированных.

Медицина в этих краях – слабое звено. Роддома нет, инфекцию закрыли. Врачи приезжают, но надолго не задерживаются. Ковидных отправляют в краевой центр, но только если совсем тяжелое состояние.

Замороженную ягоду перетирают в пюре. Из концентрата делают конфитюр. Компоты варят. Пищевой комбинат едва не остановился во время третьей волны. Сотрудники один за другим болели. В селе по погибшим от ковида можно траур объявлять.

В первую волну пандемии в районных больницах тоже были ковидные отделения, но их закрыли. Теперь со всего края ковид-положительных везут в Петропавловск-Камчатский. Две городские больницы закрыли под инфекцию.

Искаженные удушьем лица, застывшие в муках глаза. Жизнь за окном больничной палаты кажется призрачным миражом. Они уже не видят заостренные силуэты горных вершин, холодное бледное небо. Недели, проведенные на ИВЛ, тают в беспамятстве.

"Тяжело физически и морально с реанимационными пациентами работать. Мы боремся за их жизнь до последнего. К сожалению, не всегда получается. Это как-то горестно, обидно даже порой бывает, что не получается у нас", – призналась Ольга Протопопова, анестезиолог-реаниматолог городской больницы №1 Петропавловска-Камчатского.

Одной из пациенток – 64 года. Три недели на ИВЛ – легкие не восстанавливаются. Каждое утро медсестры делают ей хвостики, обвивая слипшиеся волосы тонкими полосками бинта. Возятся с остатками надежд. Борются за то немногое, что осталось.

"Больно на них смотреть, они же умирают в полном сознании, можно так сказать. Представьте, вы тонете, хотите сделать вдох, а не можете. Мне кажется, это то же самое. А дышать нечем, то есть не вдыхается воздух, нечему расправляться", – пояснила Надежда Чусова, заведующая ковидным госпиталем ГБ №1 Петропавловска-Камчатского.

Приставные кровати – только боком можно пройти – убирать не торопятся. Ждут новый подъем. Ковидные волны на полуостров приходят с отсрочкой в полтора месяца. Здесь нет своего томографа – обходятся рентгеном – и аппарата ЭКМО, чтобы выхаживать крайне тяжелых, тоже нет.

Ингу только недавно сняли с аппарата ЭКМО – редкая история спасения. В 15-ю больницу Москвы она поступила на девятом месяце беременности. Ковид приняла за банальную простуду. Болезнь развивалась стремительно: поражение легких – 98%. Сначала подключили к ИВЛ – легкие не справлялись, потом к ЭКМО. Вот в таком безжизненном состоянии мы увидели Ингу в реанимации. Она, конечно, этого не помнит. Пришла в сознание, когда снова смогла дышать.

"Если сейчас она встанет, дойдет до туалета на ходунках, то назад она придет с хорошей одышкой. Дрожат руки, дрожат ноги. То есть легкие еще не обеспечивают достаточного поступления в организм. Они не реабилитированы. На это время нужно", – рассказала Оксана Ревва, заведующая отделением ГКБ№15 им. О. М. Филатова.

Дома новорожденный сын Максимка, которого Инга видела только на фото. Ради сына она заставляет себя встать с кровати и уже, не опираясь на ходунки, заново учится ходить. Защитить мать и ребенка может вакцина, но беременные женщины добровольно отказываются от прививки.

"С марта 2020 года у нас работает роддом, куда каждый день привозят беременных Но мы не всегда можем победить, что бы мы для этого ни делали", – отметил Валерий Вечорко.

"Такое глупое решение, ничем не обоснованное, оно приводит их на край жизни, а дальше вот эти качели и не всегда успех, это же правда. И потери страшные. Я бы никогда не смогла пережить такого рода ситуацию, а всего-то нужно было принять решение абсолютно безобидное и безопасное. А теперь этих решений очень много, и не факт, что они сработают. И ничего тут не сделаешь", – вздыхает Марьяна Лысенко.

Вакцины от ковида дождались подростки. В России зарегистрировали "Спутник М". Сегодня все чаще в детские отделения ковидных больниц привозят тяжелых пациентов. Это уже не бессимптомное течение, как было в начале пандемии.

"Ситуация, если мы говорим о детях, ухудшается достаточно резко. Коек просто перестало хватать для детей. Могу с сожалением сказать, что недавно мы потеряли 18-летнего подростка – он скончался от стопроцентного поражения легких, которое было вызвано новой коронавирусной инфекцией", – рассказал Андрей Осипов, главный врач Домодедовской ЦГБ.

Центр Гамалеи приступает к клиническим испытаниям назальной вакцины. Это второй компонент классического "Спутника V" – только вводится не уколом, а распыляется в нос. Можно использовать для ревакцинации, чтобы защитить органы дыхания. Но это на перспективу. Сегодня для усиления иммунного ответа применяют "Спутник Лайт".

"Ревакцинироваться – другого пути нет. Израиль прошел через этот путь, ревакцинировал повторно все население, и видны меры – заболеваемость тут же упала, вернулась к исходным значениям. Либо идти, как Китай. Но мы сразу начинаем жаловаться и плакать. У них там 29 случаев в городе, весь город полностью посажен на карантин, оцеплен санитарными службами", – отметил Денис Логунов, замдиректора Центра Гамалеи.

Огромное число людей во всем мире верит в теории заговоров и отрицает ковид. Чувство к цифрам безразлично. Ни один человек не думает о смерти, пока она не подошла вплотную. И только здесь, в реанимации ковидного госпиталя, отношение к болезни меняется. Когда оглянешься назад, от прежней жизни ничего уже не осталось.