Московский транспорт поехал "по-новому"

Реформа общественного транспорта столицы началась в субботу. Обновление маршрутов пришлось на выходные, чтобы жители районов могли протестировать систему. И все же с началом рабочей недели для большинства реформа стала котом в мешке.

"Теперь все едет по-новому!" – бодро рапортует на подъезде к метро электронный голос, представляющийся Дмитрием. И, надо сказать, не врет: в центре и на юге Москвы изменили около 200 маршрутов общественного транспорта (остальных округов реформа коснется позже). На то, чтобы удостовериться "все" действительно "едет по-новому", понадобилось несколько дней.

Обновление маршрутов пришлось на выходные – решение разумное и логичное, чтобы жители районов могли протестировать систему. И все же понедельник начался с коллапса: далеко не все выходят или выезжают куда-либо в выходные, поэтому реформа стала котом в мешке.

Сюрприза можно было бы избежать, если бы Департамент транспорта столицы продумал как информировать людей заранее. Чиновники уверяют, что так и сделали. Однако в слово заранее мы, совершенно очевидно, вкладываем разный смысл. Они уверены, что разумно подготовить интернет аудиторию, и за пару недель до реформы начали писать посты в группе района, не учитывая, что в ней состоит всего шесть с половиной тысяч человек.

Остальным (то есть большей части жителей) об изменениях сообщили накануне, расклеив яркие, разноцветные, но совершенно непонятные схемы на остановках. Остальные разъясняющие материалы появились не за 2-3 недели до, а на третий день после начала реформы. Самым подробным и крупным нашлось место только вдоль лестниц на выходах из метро.

Информация на плакатах оказалась неполной. В частности, они забыли уточнить, что некоторые остановки отныне переназваны. В результате объявление "Остановка "Районный центр "Орбита" вызывает у пассажиров грустную улыбку: старый кинотеатр "Орбита" закрылся несколько лет назад, а потом и вовсе был снесен, а открытие нового запланировано только на следующий год. Зато исчезновение привычного названия "Кленовый бульвар" доставило откровенное неудобство – пассажиры проехали свою остановку.

Впрочем, к изменению названий можно привыкнуть, куда сложнее осознать тот факт, что вчера еще доступный транспорт исчез навсегда. У 724 автобуса (теперь 824) пропала остановка возле Академии водного транспорта (прогуляются до следующей – видимо, такая логика). Изменен маршрут 219 автобуса – теперь он идет вместо Садовников по улице Миллионщикова, минуя остановку на проспекте Андропова. На деле это означает, что тысячи людей должны будут добираться до поликлиники и до метро пешком.

С изменением маршрута 670 автобуса (теперь он 888 и идет только до Кожуховской) оборвана связь с Дубровкой. Транспортные менеджеры решили, что от Проспекта Мира надо добираться до ЗИЛа напрямую, а от Коломенской нет, как и до МЦК Дубровка. Исчез Т67, хотя Московский транспорт клятвенно обещал его не трогать. По Новоостаповской улице (Юго-Восточный округ) автобусное движение ликвидировано. Отменены т4 и т49 – два востребованных автобуса…

Начиная с субботы выхожу из дома в разное время, еду на разных автобусах, стою на разных остановках в разные направления. Слушаю. И это не просто недовольство, люди расстроены не на шутку. И их можно понять.

Мостранспорт клялся: "Сократится время ожидания на остановках. Новые выделенные полосы и перенастроенные светофоры сократят время в пути на 20-30%. Создадим задел для новых станций БКЛ, до которых можно будет удобно добираться с помощью новых маршрутов".

Что же на деле? Первым делом решила проверить самое простое: изменения на ближайших автобусных линиях. Пробовать понять смысл переименования 724 автобуса в 824 не стала, но возле метро мне нужно было бы пересесть на 888, а там искать, что едет до Дубровки. Смотрю на схему в мобильном приложении, где написано, что "автобус приближается". На деле он только подъехал к предыдущей остановке, после которой светофор, разворот. Значит его не будет минимум 2-3 минуты. Видимо я неправильно понимаю слово "приближается".

Так было и в обычное время, опоздание от 2 до 5 минут в московских пробках – дело привычное. Но мне-то нужно состыковаться со следующим автобусом. Вижу его хвост: попав в зеленую волну он пришел вовремя. И вовремя ушел, у него свои задачи. Можно подождать следующего. И дальше тоже подождать, но ведь задача была доехать быстрее, а не медленнее обычного. Поэтому (а также понимая, что от Дубровки придется выбираться обратно), решила отложить далекое путешествие.

А тут соседка пишет: "Я сегодня чуть не опоздала на работу. Посмотрела, во сколько по новому расписанию придет в наше гетто 824, пришла на остановку заранее, мало ли что. Едет! Удивилась. Ан нет, все ок. Автобус полуразвернулся на нашем кругу и встал, водитель выключил свет и лег спать!!! Время 6:45 утра, на остановке собралось человек 15 народа. По Яндекс.картам этот автобус нас всех посадил в себя и повез к метро. А по факту все 15 человек побрели на следующую остановку пешком… А автобус так и остался стоять на кругу".

Надо удостовериться лично – нельзя же слепо доверять рассказам (хотя следующие мимо меня автобусы-невидимки встречались не раз и не два). Вставать ради эксперимента в 6 утра, когда на градуснике -4, которые по утверждению метеорологов "ощущаются как -10" задача непростая: до остановки 300 метров, я считала. Но не отступать же перед трудностями. Как по писаному, автобус повторил вчерашний маршрут: приехав вовремя, замер. Водитель погасил свет и затих. Москвичи и гости столицы быстрым шагом отправились дальше: до остановки, к которой подъезжают другие автобусы еще 250 метров. Я же быстро побежала домой, радуясь, что в такое время мне не надо на работу.

Второе путешествие совершила днем. Доехав до метро, постояла на каждой остановке.

Была приятно удивлена: автобусы ходили с завидной регулярностью, почти точно попадая в расписание. Не очень понятно, зачем надо было менять им нумерацию и объявлять реформу, если всего-то и требовалось увеличить число рейсов. Заметила также, что все водители открывают двери, если пассажир подбегает и стучится. Не знаю, природная ли это вежливость или их обязали, но еще совсем недавно автобусы спокойно закрывали двери и отъезжали от остановки, стучи не стучи.

Еще один бонус – у одной из остановок поставили человека с микрофоном, и он, чтобы сориентировать пассажиров, объявлял старую нумерацию каждого подъезжающего автобуса, отвечал на вопросы. Подошла и я. Спросила, общается ли с начальством. В ответ на утвердительный кивок, попросила передать, что вместо того, чтобы морозить человека, можно было бы наклеить на переднем стекле бумажки с прежними номерами. Так гораздо проще запомнить. Обещал передать.

Единственное, что удивило: глашатая поставили только возле выхода из метро 6А, где высаживают и забирают пассажиров порядка десяти разных автобусов. Тут надо сделать уточнение: в мобильном приложении на этом месте остановки нет, она исчезла год назад. В ответ на возмущенные письма жителей района, Мосдептранас ответил, что в ней нет необходимости. Так что остановка есть, но, одновременно, ее нет, а значит узнать расписание невозможно.

Оставалось проверить как обстоят дела вечером. В час пик. Судя по видео, понедельник у нескольких человек случились эмоциональные срывы. Люди плакали, кричали, обвиняли водителей, которые оказались такими же заложниками ситуации, как и все остальные.

К метро приехала в 17.45. Кивнули друг другу с "микрофоном" – кажется, он меня уже узнает. Было холодно, ветрено и неприятно. Но автобусы ходили как по часам, они быстро подбирали выбегавших из метро людей и отъезжали по разным маршрутам. На остановке не было ни души, что само по себе казалось сказкой.

В начале седьмого я решила дождаться бывшего 156-го, нынешнего 856-го (к нему было немало нареканий из-за длинных временных интервалов), вернуться домой и начать писать репортаж. Ждала я его не просто так.

В прежней, дореформенной жизни в 156-й автобус пару раз в месяц заходила колясочница. Эта немолодая женщина ездила куда-то одна: видимо кто-то ее собирал дома, но свой путь ей было необходимо проделать самой. Происходило это так: автобус подъезжал к остановке, водитель видел коляску, вставал, доставал откуда-то здоровенный специальный инструмент и шел к средней двери, чтобы превратить ступеньку в помост. Женщина заезжала, водитель возвращал ступеньку и ехал дальше.

Ни разу я не слышала нареканий в ее сторону. А поскольку днем народу в автобусе немного, практически лежачая женщина могла спокойно занять необходимое ей пространство. В понедельник она мелькнула на чьем-то видео в глубине за остановкой между мечущимися по остановкам людьми. Ее обычно непроницаемое лицо выражало глубокие эмоции, поскольку из-за толпы ей не удавалось даже приблизиться к автобусу, который ходит раз в полчаса.

Пока 856-й где-то ехал, я, наблюдая, ждала. И тут началось странное: после 18.00 автобусы стали ходить реже и реже. Сначала это было не особенно заметно, но чем дальше, тем длиннее становились интервалы. А значит больше скопления людей, сильнее пробивался нерв.

Показался первый за два дня С 811. Стайкой, четыре штуки за 10 минут, высыпались откуда ни возьмись забитые до отказа 901 (ныне е80). Судя по красным от духоты, напряженным лицам за стеклом, ехать пришлось намного дольше, чем заложили транспортные менеджеры. Что хуже, отъехав от Коломенской, е80 теперь стоит в пробке на поворот на Каширку и дальше долго и нудно толкается с автобусами на Каширском шоссе.

Через полчаса стало не холодно, а очень холодно. Толпа прибывала, а автобусы исчезли. Ожидаемый мной 856-й судя по интернет-картинке уже разгрузился-загрузился возле метро и отправился развозить всех по домам. В оффлайн реалиях дождаться автобуса я не смогла: на 51-й минуте сломалась. Домой.

В теплом автобусе меня снова приветствовал бодрый Дмитрий, напомнивший: "Просим адресовать все идеи нашим специалистам на сайте через раздел "Обратная связь". Судя по счастливым ноткам, сам Дмитрий в автобусах отродясь не ездил. В отличие от жителей районов с обновленной транспортной сетью. За последние дни они написали сотни писем в разные инстанции. И получили примерно одинаковый ответ: "Ваш негативный опыт будет учтен в других округах".

Хорошо, что нельзя в один день перенести метро, шутят пассажиры под и наземного транспорта. И ведь действительно хорошо.