В порт Калининграда прибыли участники несостоявшейся научной экспедиции. Судно "Академик Иоффе", на котором они планировали работать, было задержано в самом начале пути, в Дании, по иску канадской компании. Ученые три недели провели под арестом вместе с кораблем. Для возвращения им предоставили другое судно, но экспедиция сорвана. Почему исследования можно продолжить только на "Иоффе"?
Фото на память – уже в родном порту Калининграда, на фоне судна, которое доставило их домой. Судно "Академик Иоффе", на котором ученые вышли в экспедицию, пока так и остается под арестом в Дании.
"20 дней были узниками датского порта. Когда мне сказали: "Вы арестованы", я подумал, что это шутка", – признается ведущий научный сотрудник Олег Левченко.
В начале ноября по приказу датских властей в порту Скаген было задержано российское научно-исследовательское судно. Заложниками ситуации стали члены экипажа и участники научной экспедиции – всего 60 человек, в том числе один гражданин Франции. Судно арестовали по иску канадской круизной фирмы, которая известна тем, что катала туристов в Арктику и Антарктиду.
Они отправились к берегам Бразилии, чтобы исследовать разлом Вима и подводные течения в Атлантике. Однако научная экспедиция закончилась, так и не начавшись.
"Катер береговой охраны. Мы приняли на борт топливо, бункеровка, и после пришли датские власти, забрали судовые документы, и судно было задержано", – рассказывает старший научный сотрудник Александр Иваненко.
Канадская туристическая фирма One Ocean Expeditions, арендовавшая "Академика Иоффе" для арктических туров, потребовала его задержания в качестве обеспечительной меры. Через международный суд она пытается взыскать 19 миллионов долларов за сорванные круизы. Еще в 2018 году во время одного из них научно-исследовательское судно "академик Иоффе" село на мель в канадской бухте со сложным рельефом дна. 100 туристов, которые уже оплатили поездку, пришлось срочно эвакуировать, а судно – отправлять на дорогостоящий ремонт.
"Вина канадских властей, что они допустили судно для работы в районе, где нет глубин вовсе. Они там нанесены, но очень мало указания глубины, и поэтому судно село на мель. Канадские власти, конечно, валят сейчас все на капитана и судовладельца", – объясняет капитан "Академика Иоффе" Андрей Зыбин.
60 экспедиция "Иоффе", подготовкой к которой Институт океанологии занимался два года, оказалась сорвана. Для ее проведения необходим корабль, который находится сейчас в датском порту.
"На "Иоффе" есть уникальный сейсмопрофилограф, который работает на больших глубинах. Он есть только на этом судне. Надеемся, что судно освободят. Это же абсурдная ситуация", – возмущается руководитель 60-й экспедиции на "Академике Иоффе" Елена Иванова.
На борту "Академика Иоффе" остались 27 членов экипажа, которые обеспечивают его жизнедеятельность. Продуктов и воды на корабле хватит еще на месяц. Но сколько флагман российского научного флота будет находиться под арестом, не известно.