Новая реальность G20: лидеры соскучились по живому общению


AP Images

Начало работы саммита "большой двадцатки" в Риме. Как все слушали Путина?

Борьба с коронавирусом стала одной из главных тем первого дня саммита "большой двадцатки" в Италии. Правда, и президент Путин, и китайский председатель Си участвуют в нем в онлайн-формате, что, впрочем, заставило собравшихся прислушаться к ним тем более внимательно.

Особенной "двадцатке" – особенная фотография. Два года, пока лидеры не виделись, на первой линии были врачи. И значит, им – места в первом ряду: медсестры, санитары, реаниматологи из Бергамо – города, который "задохнулся" первым.

Врачи, они и на "двадцатке" врачи – не снимают маски. Но все равно видно, что сегодня они позволили себе улыбнуться и даже сделать селфи, – вон они на заднем плане с президентом Байденом. Маски – это, кстати, символ этого саммита, новая реальность, новый дресс-код. Кто-то с ней сросся – вот Марио Драги просит президента Аргентины снять маску для фотографии, кому-то все-равно – сколько раз Байдена критиковали за забывчивость, а он и сегодня почти всегда с открытым лицом. Ангела Меркель – в обычной хирургической. Выходя из автомобиля, привычным движением ее снимает, также на автомате прячет в брюки.

Пандемия и вакцины: открывая саммит, итальянский премьер лаконичен и строг. Первая сессию посвящаем тому, что жизненно важно в мире, который изменился не неузнаваемости за какие-то два года.

О производстве, равном доступе к вакцинам и равному к ним отношению больше года говорит Россия – с тех пор, как зарегистрировала первую в мире вакцину от ковида. Год прошел, 5 миллионов жизней потеряно, но по-прежнему есть вакцины и... вакцины.

"Доступ к вакцинам и иным жизненно важным ресурсам по-прежнему не могут получить все нуждающиеся страны. Это происходит в том числе из-за недобросовестной, я считаю, конкуренции, протекционизма, из-за неготовности ряда государств, в том числе и государств "двадцатки", к взаимному признанию вакцин и вакцинных сертификатов. Остро стоит вопрос о том, чтобы Всемирная организация здравоохранения ускорила процесс при квалификации новых вакцин и препаратов, то есть оценки их качества, безопасности, эффективности. Предлагаем поручить министерствам здравоохранения государств "двадцатки" проработать в кратчайшие сроки вопрос о взаимном признании национальных вакцинных сертификатов", – заявил Владимир Путин.

Путина в Италии хорошо слышат, но видят только по монитору – на "двадцатку" он не прилетел как раз из-за нехорошей ситуации с вирусом дома. В зале и глава ВОЗ – на полях "двадцатки" он встретилась с Сергеем Лавровым, который давно все называет своими именами: отношение к российской вакцине и нашим сертификатам – предвзятое.

"Вирус продолжает мутировать, нам следует выработать механизмы системного оперативного обновления вакцин. Напомним, что Россия первая в мире зарегистрировала вакцину против ковида "Спутник V". На сегодняшний день этот препарат одобрен уже в 70 странах мира с общим населением свыше 4 миллиардов человек. И демонстрирует высокую безопасность и эффективность. Помимо двухкомпонентной вакцины "Спутник V" в России создан и применяется активно однокомпонентный препарат "Спутник Лайт". Мы с коллегами работаем на этот счет и предлагаем его нашим партнерам. Масштабные задачи по борьбе с коронавирусом требуют улучшения качества и доступности медицинской помощи во всех странах и, соответственно, наращивания международного сотрудничества в сфере здравоохранения", – отметил глава российского государства.

Перед хозяйкой саммита стояла невыполнимая задача: заполнить провалы и пробелы. С общей фотографией было легче всего – на места отсутствующих лидеров поставили министров и замминистров. Но как быть с главным – официальными мероприятиями? Без России и Китая – Си Цзиньпин тоже участвует дистанционно – обсуждать глобальную политику невозможно. Тем, кто прилетел, Италия показала Колизей без туристов, Сикстину. Лидерам выделили "Мазератти". Ужин будет в лучшем духе made in Italy – с продуктами из президентского поместья. Джо Байден шутил с Папой Римским. Катался по городу в кортеже из 50 машин – римские каникулы три дня, пока дома война в Конгрессе за бюджет, который традиционно дефицитный в отличие от России.

"В России в 2020 году на фоне масштабных мер поддержки населения, малого, среднего бизнеса, а также системы здравоохранения дефицит бюджета увеличился до 4% ВВП, что позволило нам в том числе добиться восстановления рынка труда. А в текущем году мы нормализовали свою макроэкономическую политику так, что бюджет будет профицитным. По странам "двадцатки" ситуация несколько иная. Хотел бы отметить: 40% дефицита бюджетов всех стран "двадцатки" за 2020-2021 годы придутся на Соединенные Штаты. Говорю об этом, потому что мы все прекрасно понимаем: от положения в этой экономике зависит вся мировая", – отметил Путин.

Рекорд США поставили в самом тяжелом 2020 году. Пандемия. 11,2%. В 2017-2019 он был в три раза меньше. 11,2% – это больше 3 триллионов рублей. В 2021-м дефицит снизился – 8,7%. Эти качели и есть то, чем говорил российский президент: плохо американской экономике – плохо всей мировой.

"Важно не допустить раскручивания спирали, а вести дело к нормализации бюджетной и денежно-кредитной политики. Повышать качество управления структуры спроса в экономике, настраивать экономические приоритеты в первую очередь на преодоление проблем неравенства и на рост благополучия граждан", – считает глава российского государства.

Лидеры давно не виделись. Живое общение не заменит монитор. Борис Джонсон с премьером Канады так заболтались, что опоздали на общую фотографию. Марио Драги был вынужден дважды крикнуть: "Борис!" Премьер Великобритании утром попросил отвезти его в Колизей, который он называет символом того, как разрушительны могут последствия действий человека. Где, как не там, анонсировать главную тему второго дня саммита – климат.

Климат продолжат обсуждать в Глазго в понедельник, как только закончатся "римские каникулы". В напряженном графике двусторонних встреч лидеры находят себе время для прогулок.