Тема:

Коронавирус 1 неделя назад

Какой эффект: Латинская Америка охотится за "Спутником V"

Почему в Южной Америке привились уже две трети? Какой здесь дал эффект "Спутник"?

Почему Россия – страна, где разработан "Спутник V", прививается с таким скрипом? И вот это – на фоне новостей, что в РФ на этой неделе все только росли и росли цифры погибших от ковида. К этим выходным вдруг произошел радикальный разворот: ладно бы в Европе, но даже и в Латинской Америке. Только недавно мы показывали оттуда жуткие кадры все новых и новых кладбищ для погибших от ковида, вереницы гробов и переполненные больницы. И

В редакцию "Вестей в субботу" правительство Кубы прислало яркий видеоролик, который гласит, что персонал международных отелей полностью вакцинирован и с 15 ноября остров вновь открывается для тех любителей кубинских природных красот, балета и что там еще нравится туристам, которым, впрочем, надо доказать, что они, в свою очередь, тоже безопасны.

При этом Куба – единственная страна Латинской Америки, где есть своя вакцина. Но с этой недели, когда Евросоюз обновил свой "зеленый список" (то есть список стран прибывающие откуда больше не подлежат карантину), то там опять же – латины: Аргентина, Колумбия и Перу. А еще до этого в этот "список спокойствия" вошли и латиноамериканские же Чили с Уругваем.

Изолированный от внешнего мира остров в Южной Атлантике – вот где мы искали ответ на вопрос, как же это они вырвались и что же это они так прививаются?! Представляем наш совместный проект с южноамериканскими коллегами, у которых есть чему поучиться.

Сегодня здесь одни руины, а из постоянных жителей – только гигантские кролики, похожие на мутантов. Немудрено, когда-то был крупнейший континентальный карантин, и здесь шли рельсы. Из чистой зоны в грязную толкал капсулы. В них были заразившиеся. Чем? И где же это все?

Первый намек: еще век назад через эти воды шли бесчисленные пароходы с миллионами иммигрантов из Европы, в том числе из Российской империи. А выявляли среди них тех, кто при транзите через Бразилию мог подхватить желтую лихорадку.

В той стороне, куда увозили заразных и куда мы не решились ходить сами, а отправили дрон-коптер, из тумана выплывает крематорий. Там сжигали тела тех, кто смертельно заболевал, отказавшись от прививки или еще не имея к ней доступа.

Так где мы? За кормой у нас остался город Монтевидео, столица Уругвая. А остров, к которому мы приближаемся, называется остров Цветов.

Южная Америка. Огромные Бразилия, Аргентина, в глубине континента – Парагвай и Боливия. За Андами – Чили. И точка входа – Уругвай, его столица Монтевидео и тот самый остров, где проходили карантин иммигранты, направлявшиеся во все эти страны.

Мой провожатый здесь – Себастьян Бельтраме, один из самых известных латиноамериканских телеведущих. Он снимает свою программу "В фокусе" по всему миру. Недавно вновь побывал в России, на заводе по производству "Спутника V". Был впечатлен. Но на улицах российских городов удивлялся еще больше, почему же у нас ходят без масок? А им движет печальный опыт не только своего континента. Африка – вот куда перед этим он слетал со своими соотечественниками – миротворцами ООН.

Есть такие уголки планеты, куда вакцины не доходят или где люди отказываются прививаться по религиозным соображениям или из-за экономических причин.

"Мы зайдем в один из сиротских приютов, где размещены дети, к которым пришла болезнь", – говорит Себастьян. Эти дети болеют не ковидом. Это полиомиелит. Но тоже из-за отсутствия прививок. Вот так у нас и будет: Себастьян в основном в Старом Свете, а я в основном в Новом, в том числе в глубинах южноамериканского континента, где мы с помощью пастухов-гаучо изучим серьезнейший вопрос о том, как к распространению эпидемий приводят то спешка, то невежество, а то и политическое соперничество.

Пастухи-гаучо – главные обитатели пампы в Уругвае, Аргентине и на юге Бразилии. Это хозяйство находится в Уругвае, но напротив аргентинского Буэнос-Айреса, откуда еще в прошлом году пришли памятные кадры: самолет "Аргентинских авиалиний" вез тогда первую партию российской вакцины "Спутник", и от счастья, что спасает свою страну, рыдала аргентинка-стюардесса.

А неподалеку, в Рио-Негро, мы сняли типично русскую картинку: так в начале ХХ века гаучо встречали и русских иммигрантов, прошедших через карантин на острове Цветов. Те русские основали существующий и сегодня городок Сан-Хавьер (Святой Ксаверий). Вот и у солиста местного ансамбля "Калинка" уже двойная фамилия – Лев Андреевич Лордугин-Ла Куадра. И он уже давно привит.

На улице нас ждала руководитель русской общины, президент культурного центра имени М. Горького города Сан-Хавьер Нели Субботина-Бондаренко.

- Хорошо идет вакцинация?

- Хорошо, – отметила президент культурного центра имени М. Горького города Сан-Хавьер.

- Какой процент?

- 70%.

Сегодня привились до 70% всех уругвайцев, аргентинцев, чилийцев. Смертность резко пошла вниз.

А это старейшина латиноамериканской политики. Ему, между прочим, 85 лет. Конечно же, привит.

- А что скажете тем, кто не хочет прививаться?

- Я им скажу, чтобы они изучали историю. Ничего более. Путь послушают то, что говорилось против прививок сначала от оспы, а потом от дифтерии и полиомиелита, – сказал Хулио Мария Сангинетти, президент Восточной Республики Уругвай в 1985-1990 1995-2000 годах. – Мы благодаря этому целы и здоровы.

Нет, конечно, можно жить и так, как, к сожалению, живут в Африке, в том сиротском приюте для больных полиомиелитом, чьи родители отказывались или не смогли прививать своих детей.

Латинская Америка хочет жить по-другому. Но как здесь поступают, если люди все-таки не хотят прививаться? "Хочешь работать – привейся", – говорят местные жители.

Первой здесь переломила ситуацию российская вакцина "Спутник". За ней здесь охотятся. Но, конечно, такой успех уже не могли простить конкуренты.

Глава Латиноамериканской ассоциации интеграции уругваец Серхио Абреу встретил нас с парагвайским чаем, но с мыслями про Европу.

- От чего зависит одобрение "Спутника V" в Европе?

- От здоровья. Или от рынка, – говорит Серхио.

- Или от рынка, или от политики.

- Заметьте, это вы начали разговор про "Спутник".

- Эту вакцину сертифицировали во многих латиноамериканских странах: в Аргентине, Парагвае и так далее. Почему вы, латиноамериканцы, такие?

– Потому что у нас большая история страданий.

- А вам приходилось слышать, чтобы русские, продавая вам вакцину, ставили какие-то условия?

- Нет.

Что же в стране, где первыми изобрели вакцину, в самой России, люди тянут? И где же он, выход с острова-карантина?

То, что вы сейчас увидели, – это примерно одна десятая от нашего нового фильма "Выход из карантина. Уругвай, Парагвай и другие". Мы сняли его всей нашей замечательной российско-южноамериканской съемочной группой во главе с режиссером Эллой Тухарели, а закадровый текст будет читать сам Виктор Сухоруков. В следующие выходные – на "Россия 24".