Metaморфоза Facebook: Цукерберг бежит от набирающих силу кошмаров

Сменив в соцсетях и на уличных билбордах английскую букву F на знак бесконечности, основатель Facebook Цукерберг "бежит в виртуальное будущее от неоднозначного прошлого". По крайней мере, именно так сегодня оценила западная пресса ребрендинг его компании и незамедлительный рост стоимости акций. По замыслу, новое название Meta теперь должно отсылать к древнегреческому предлогу "после" ("за пределами") и намекать на пространство для развития IT-гиганта, которое со временем станет для пользователей цифровой вселенной. Но как-то слишком удачно такая метаморфоза совпала с набирающими силу скандалами внутри корпорации.

У Марка Цукерберга земля горит под ногами, надо торопиться. И потому на презентацию своих новых сетевых продуктов потенциальных пользователей он зовет в еще недостроенный дом. В Horizon Home нет чистовой отделки, но глава Facebook, как ловкий менеджер по продажам, нахваливает то, что в полной мере пока существует не виртуальной реальности даже, а в его фантазиях о ней.

Делай как я, объясняет Цукерберг, перевоплощаясь в своего аватара, которому некогда скучать. А уж если рядом аватары друзей, то и подавно. Можно вместе на работу, можно махнуть на концерт. В Facebook регистрироваться не надо. Надел специальные очки – и вперед.

"Пришло время принять новый бренд компании, чтобы охватить все, что мы делаем, чтобы отразить, кто мы и что мы надеемся построить. Я с гордостью объявляю, что с сегодняшнего дня наша компания теперь называется Meta, – анонсирует он переименование. – Слово Meta – древнегреческое. Означает "по ту сторону".

Глава Facebook и в самом деле сейчас как можно быстрее хочет оказаться и по другую сторону обрушившихся на него проблем. Тут и недавний странные сбой и разоблачения.

"Вместо того, чтобы четко признать всю негативную огласку и причины такой негативной публичности, в Facebook решили оставить все позади и двигаться вперед", – констатирует директор по исследованиям Омар Ахтар.

Но от перемены баннеров, как у калифорнийской штаб-квартиры Facebook, реальность тоже не изменится. Пока вешали новый логотип рядом с плакатиком плясал одинокий пикетчик в облегающем наряде корпоративного цвета.

"Я хочу обратиться к Фрэнсис Хауген. Вы проявили большую смелость, это не осталось без внимания!", – заявил он.

Бывший продакт-менеджер Facebook, а ныне главная разоблачительница Цукерберга Фрэнсис Хауген, которая сейчас как на работу в сопровождении сотрудников ЦРУ ходит в западные парламенты (и в американский и в британский), воплощенный наяву кошмар Цукерберга. Сначала анонимно, а потом и открыто она рассказала о цинизме тех, кто, зарабатывая на аудитории, манипулирует ей с помощью хитроумных алгоритмов. Facebook и Instagram доводят подростков до депрессий и самоубийств, лезут в политику. Цель одна – максимальная прибыль и никаких моральных препятствий.

"Если рассуждать цинично, можно сказать, что время для смены названия компанией было выбрано неслучайно", – уверен бывший главный исполнительный директор Facebook в Австралии и Новой Зеландии Стивен Шилер.

А у кого-то со словом meta возникла другая ассоциации. Наркотик метафетамин – мет, как его часто называют: Цукерберг ведь тоже превращает пользователей в безвольных зависимых людей. В Сети на эту тему появились десятки мемов в основном с участием персонажей сериала "Во все тяжкие".

"Смена названия Facebook на Meta служит решению тех же проблем, которые были решены введением термина "расширенный метод допроса" вместо слова "пытки", – сравнивает ситуации ученый, эксперт из Джорджтаунского университета в Вашингтоне Мэтт Блейз.

Впрочем, хватает и бизнес-осечек. Из того же Facebook, например, эвакуируется заскучавшая молодежь. Подростки проводят в соцсети на 16 процентов времени меньше чем раньше, а средний возраст пользователей вырос с 19 до 25 лет. Перетащить тиктокеров на новую платформу – в этом, похоже, главный замысле Цукерберга.

Инъекция новостей о передовых продуктах и переименование помогла ненадолго. Акции пока еще Facebook выросли на три процента, но потом скорректировались. Все ждут 1 декабря, когда они начнут торговаться под новым названием MVRS. Больше всех ждет, конечно, Марк Цукерберг. На всех этих скандалах он уже потерял почти миллиардов долларов.