Еле заметные в сине-зеленой полутьме колеса и гусеницы – остов грузовика ЗиС-33 времён Великой Отечественной – главная находка морского спецотряда МЧС Республики Крым за месяц работы на затонувшем советском теплоходе "Жан Жорес". Груженый боеприпасами и военной техникой корабль подорвался на входе в Феодосийский порт на немецкой магнитной мине в 1942 году.
"Работы по разминированию "Жана Жореса" в этом году начались в начале сентября и продлились до середины октября. За это время было проведено около 400 спусков общей продолжительностью под водой более 250 часов", – рассказал Никита Люшняк, начальник водолазно-спасательной станции службы оперативного реагирования специального морского отряда ГУ МЧС России по Республике Крым.
Теплоход ушёл под воду на 18 метров. Водолазы на такой глубине испытывают сильные перегрузки. Этой осенью занимались первым и четвёртым трюмами теплохода – там и обнаружили полугусеничный ЗиС. Разрезали борт и вытащили на поверхность с помощью пятитонного понтона. Такой грузовик хотя бы можно заметить под водой, а вот со снарядами и минами – сложнее.
"Основная часть боеприпасов находится под толщей ила. Все работы производятся внутри трюмов, в замкнутом пространстве в нулевой видимости", – поясняет Никита Люшняк, начальник водолазно-спасательной станции службы оперативного реагирования специального морского отряда ГУ МЧС России по Республике Крым.
За этот месяц "Жан Жорес" стал безопаснее на пятнадцать тысяч снарядов и мин – или, по выражению специалистов, "взрывоопасных предметов", потому что на борту и авиабомбы ещё, и гранаты, патроны, детонаторы.
"Водолаз буквально работает наощупь – у каждого свои есть ориентиры, у каждого свои какие-то хитрости по выходу из трюма во время возникновения аварийных ситуаций. Слава богу, у нас всё прошло в этом году без происшествий", – продолжает Никита Люшняк.
Грузовой теплоход доставлял боеприпасы советским войскам во время Керченско-Феодосийской десантной операции. Она завершилась 2 января 1942 года, а через два дня "Жана Жореса" атаковала немецкая авиация, команда с трудом отремонтировала корабль. Однако после подрыва на мине стало ясно, что бороться за него уже нет смысла. Теплоход затопили прямо в Феодосийской бухте.
Этой осенью взрывали боеприпасы из трюмов теплохода – на специальном полигоне, их туда целая колонна отвозила, со скорой помощью и МЧС.
"Всего за время проведения работ на теплоходе "Жан Жорес" уничтожение производилось шесть раз. Каждый раз с помощью крана манипулятора, сетки взрывоопасные предметы поднимались на берег, вывозили на специально оборудованный полигон", – поясняет Алексей Гижко, начальник отделения пиротехнических работ Специального морского отряда ГУ МЧС России по Республике Крым.
На борту затонувшего теплохода ещё много работы, говорят подводники, они вернутся сюда в следующем году. А ЗиС-33 сейчас отмывают от ила, потом очистят от ржавчины. По оценке экспертов, машину вполне можно отреставрировать, и военный грузовик может пополнить коллекцию Феодосийского музея древностей. А может, и станет началом новой экспозиции – из трюмов "Жана Жореса".