По данным немецкого издания Bild, 90 процентов всей мировой торговли сейчас идет по морю. Однако четкий механизм логистики в условиях пандемии коронавируса дал сбой. Проблема с каждым днем становится все более разрушительной для глобальных торговых связей. Чем может закончиться кризис поставок и можно ли еще его предотвратить?
Контейнеровозы стоят в пробках: с таким американские порты не сталкивались никогда. В Нью-Йорке очереди на разгрузку сейчас ждут 60 судов, в Лос-Анджелесе – больше 70.
Это все равно, что движение по десяти полосам автострады свести к пяти полосам. Импортеры ждут свой груз дольше, чем когда-либо прежде. Контейнеры стоят в порту по шесть-семь дней, а в нормальные времена дольше двух дней не задерживались.
Ковидные времена все поставили с ног на голову. Из-за пандемии нанимать больше грузчиков порты не могут. И у этой трансатлантической цепочки поставок не одно слабое звено.
"Причины происходящего – совокупность факторов. Среди них задержка грузов из Китая – там находятся важные порты, и если среди работников появляются зараженные COVID-19, они останавливают работу терминала", – говорит исполнительный директор порта Long Beach Марио Кордеро.
В Шанхае из-за одного заболевшего остановили весь терминал. Сотрудники на карантине – погрузка и выгрузка тысяч контейнеров тоже на паузе.
IKEA и Nike, Sony и Volkswagen – ведущие мировые компании объявляют о сокращении поставок, а чтобы вывезти товары из Китая ищут маршруты объезда. Дефицит контейнеровозов переключил внимание на железные дороги. Первый экспресс из Шанхая в Европу уже пошел.
Пока поставки пытаются перенести на новые рельсы, в море в очередях стоят тысячи судов. Ожидание растягивается уже не на недели, а на месяцы. Международная палата судоходства обратилась с открытым письмом в ООН. Под ним подписались еще автомобилисты и летчики, всего 65 миллионов транспортников.
"400 тысяч моряков не могли покинуть свои суда, при этом некоторые моряки работали до 18 месяцев сверх первоначальных контрактов. Дополнительные систематические остановки на границах означают, что водители грузовиков вынуждены ждать, иногда неделями, прежде чем смогут завершить свои поездки и вернуться домой", – сказано в документе.
Им для работы нужна свобода передвижения, но с ковидом появилось слишком много преград в мировых транспортных коридорах. Нет единых правил пересечения границ, признания вакцин тоже нет. Есть примеры, когда летчиков вынуждали делать по шесть разных прививок, чтобы географию полетов не нарушать.
Авиакомпания United сообщила, что уже начала увольнять пилотов. Летчики других авиакомпаний предупредили о возможных кошмарах в аэропортах во время предстоящих праздников.
Только одна авиакомпания выставила за дверь почти 600 сотрудников-антипрививочников. Если пример окажется заразительным, каждый десятый американский летчик останется без работы. Больше 4 тысяч пилотов в Штатах отказываются вакцинироваться. Их профсоюз просит президента США Джозефа Байдена смягчить ограничения и сделать исключение. Белый дом обязал все крупные компании страны проводить обязательную вакцинацию персонала.
Водители грузовиков в Италии протестуют, перекрывая дороги. Дальнобойщики, которые ездят по Европе, сейчас больше времени проводят не за рулем, а на обязательном карантине. Разумеется, за свой счет.
"На данный момент мы испытываем нехватку в заводах, в транспорте. Спрос крайне большой. Год назад, во втором квартале 2020 года, все перестали закупать товар в Азии из-за опасения, что прямо сейчас на нас свалится глобальный кризис. Но спрос вернулся, и пришлось экстренно заполнять склады", – говорит гендиректор датской компании по перевозкам Maersk Серен Скоу.
У Соединенных Штатов, главного мирового потребителя, растут аппетиты. Продажи с начала года выросли на 30 процентов. Распроданы старые запасы, новый товар никак не доедет. Скидок нет и не будет. Торговые сети предупреждают покупателей: традиционных распродаж в этом году, скорее всего, ждать не стоит.
Представители разных сфер сходятся во мнении, что распутать этот глобальный транспортный узел до конца года не получится, так что Рождество здесь, в США, будет не таким веселым. Главный символ праздника – искусственные елки – тоже делают в Китае, и они тоже лежат в застрявших контейнеровозах. Цены на них уже сейчас подскочили на 60 процентов.