Как российские военные сохраняют мир в Карабахе

У российских военных в Нагорном Карабахе – миротворческая миссия. Но отработку боевой подготовки никто не отменял – все-таки армия. Сейчас в Нагорном Карабахе 27 постов миротворцев.

Год назад резко обострилось вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха. Спустя полтора месяца невероятными дипломатическими усилиями и личным вмешательством Путина кровопролитие удалось остановить. В зону конфликта был введен миротворческий российский контингент.

У российских военных в Нагорном Карабахе – миротворческая миссия. Но отработку боевой подготовки никто не отменял – все-таки армия. Сейчас в Нагорном Карабахе 27 постов миротворцев. Все оборудованы примерно по одному типу. Быстровозводимый жилой модуль, плац. Все огорожено габионами. За пределами территории – совсем рядом – контрольно-пропускной пункт. Вся жизнь поста сосредоточена в жилом модуле. Это и расположение военнослужащих, и жилая зона, и штаб, и комната досуга, и кухня, конечно же.

А вот и сам контрольно-пропускной пункт. На каждом военнослужащем – шлем с фонариком, защитные очки, бронежилет, штык-нож, аптечка, автомат. Здесь же – тяжелая техника. На случай патрулирования в прилегающем районе.

Вне постов по всей территории Нагорного Карабаха отряды саперов продолжают работы по разминированию районов, где велись боевые действия. На себя саперы надевают ОВС – общевойсковые комплекты разминирования – весом по 20 килограммов. Шлем с защитным стеклом, жилет с бронепластинами, саперный нож, щитки. Костюм из кевларовой ткани – материал устойчив к огню и механическими повреждениями.

Чаще всего саперные группы работают вдали от проезжей части, в труднодоступной местности. И на сопки забираться приходится. Поэтому привлекают и тяжелую технику повышенной проходимости, в частности, БТР-82.

Еще одно направление работы – распределение гуманитарной помощи. Везде, где появляются белые "КамАЗы", местные знают: это миротворцы. Везут теплые вещи, обувь, средства гигиены, школьные принадлежности.

На выезде работают и врачи медицинского отряда специального назначения. Тоже в рамках гуманитарных акций. Выезжают в отдаленные районы. Временный пункт приема пациентов. Это может быть и местная больница, и поликлиника, ФАП. Бывает, что и полевой госпиталь разворачивать приходится.

"Врачи нашего медицинского отряда в ежедневном режиме ведут консультации и оказывают квалифицированную помощь местным жителям, чтобы эта помощь приходила своевременно и на постоянной основе, действуют горячая линия и общественная приемная", – рассказал командующий миротворческими силами России в Нагорном Карабахе генерал-лейтенант Геннадий Анашкин.

Здоровье самих военнослужащих тоже в руках специалистов медицинского отряда. Вот он, полевой медицинский комплекс. Впрочем, полевой он только номинально. Медицинский отряд специального назначения – это полноценный современный госпиталь со своей хирургией, амбулаторным отделением, профильными специалистами, современным медицинским оборудованием. Ничем не отличается от многопрофильного центра. Но один нюанс есть: госпиталь был развернут в чистом поле. Среди гор. И в кратчайшие сроки. Здесь и кабинет УЗИ, и операционная своя, и реанимация. Стационар на 64 койки. На случай нештатных ситуаций тоже все предусмотрено.

Российская миротворческая миссия пока запланирована на пять лет. С автоматическим продлением в случае, если все стороны будут не против. Смены – по полгода. Недостаток общения с родными здесь не испытывают – даже отдельные кабинеты для связи с семьей предусмотрены.

В Нагорном Карабахе постепенно восстанавливается прежняя довоенная жизнь. В регион продолжают возвращаться люди. Появляются рабочие места, уже практически нет перебоев с электроэнергией. Контроль за соблюдением режима прекращения огня – это сейчас основная задача российских миротворцев.