Британцам придется выбирать между теплом и едой

Во что превращается Англия без бензина? Поиск топлива ведется и днем, и ночью. Вопрос, где заправиться, сейчас, наверное, самый больной. Нехватка элементарного, того, что всегда было под рукой, застала британцев врасплох.

В Англии – перебои с бензином, огромные очереди на заправках и мордобой за несколько галлонов горючего. На Британских островах остро не хватает водителей бензовозов. После фееричного Brexit, за который так яростно топил нынешний премьер Джонсон, водители-иностранцы из страны разбежались, вот и некому развозить бензин. Британцы пересаживаются на велосипеды и самокаты, а мы с нетерпением ждем, когда и в нехватке бензина там обвинят Россию.

Великобритания вытянулась в очередь к бензоколонке. Поиск топлива ведется и днем, и ночью. Вопрос, где заправиться, сейчас, наверное, самый больной. Нехватка элементарного, того, что всегда было под рукой, застала британцев врасплох. Сначала во всем винили паникеров. Но прошла уже неделя, а не сказать, чтобы стало намного лучше.

Ночная охота за топливом для жителей Лондона становится привычной. Десятилетиями британцы не сталкивались дефицитом – и вот такое! Но ничего, постепенно приспособились. Проблема в том, что неизвестно, чего ждать еще.

Из-за высоких цен на газ в Англии банкротятся энергетические компании. Счета за электроэнергию и отопление при этом растут. Таблоиды пишут, что британцами придется выбирать между теплом и едой. Пугают голодным Рождеством: на всех не хватит поросят и индеек. Причина проста – на фермах работать некому. Раньше нанимали людей из Восточной Европы, теперь их нет, потому что после Brexit им нужна рабочая виза.

Первыми с дефицитом рабочих рук столкнулись владельцы ресторанов и отелей. В стране миллион вакансий, и большинство из них в сфере обслуживания. Не хватает 100 тысяч водителей большегрузных автомобилей. Это, кстати, одна из причин топливного кризиса – управлять бензовозами физически некому. Проблема возникла не вчера, но правительство решило, что рынок сам по себе все отрегулирует.

С начала кризиса Бориса Джонсона не было видно. Он появился лишь на пятый день с не очень убедительной речью.

В кабинете министров настаивают на том, что это общеевропейская проблема. Но на континенте очередей за бензином нет.

Лондонская "Таймс" публикует фотографии 1953 года – тогда тоже был топливный кризис – из-за того, что бастовали работники автозаправок. На помощь призвали военных. Сейчас тоже подключили армию. С понедельника специально подготовленные военнослужащие начнут развозить по стране дизель и бензин.

Нынешний кабинет министров справедливо называть правительством Brexit. Джонсон обещал Brexit любой ценой. По факту так и получилось. Теперь приходится идти против самих себя – правительство решило дать пять с половиной тысяч временных виз для водителей грузовиков и столько же для работников птицефабрик, чтобы на всех здесь хватило индеек.

Глобально это не решает проблему дефицита рабочих рук. Профессиональные шоферы из Европы не горят желанием затыкать дыры, когда им дают визу всего на три месяца.

Министр юстиции Доминик Рааб, тот самый, который прозевал Афганистан и лишился поста руководителя британского МИД, предлагает нанимать заключенных и тех, кто сидит в Англии без дела, пытаясь получить здесь убежище. То есть нелегальных мигрантов, которые тысячами перебираются сюда через Ла-Манш и которых чуть ли не сетями собиралась ловить нынешний министр внутренних дел.

В общем, приплыли. Энергетический, топливный кризис, в перспективе – проблемы с продовольствием и растущие цены. Местные аналитики считают, что кризис для Джонсона – родная стихия, в ней он чувствует себя комфортно. Если это так, то можно только посочувствовать всем остальным, кому приходится иметь дело с результатами его управления.