Тема:

Косово 1 месяц назад

Спор из-за автомобильных номеров: процесс деэскалации в Косове – под угрозой

Обострение ситуации в Косове. Что стало причиной?

На линии соприкосновения между сербами и косоварами, согласно планам Брюсселя, на сегодня было намечено разведение сторон. Что получилось?

Еще утром казалось, что очередной кризис в отношениях Центральной Сербии и сепаратистского Косова, пусть на время, но преодолен. Военнослужащие KFOR под эгидой НАТО начали постепенно заменять бойцов приштинского полицейского спецназа, которых власти Косова в нарушение договоренностей с Белградом прислали на север края, населенный сербами. Впрочем, создать проблему властям Приштины оказалось гораздо легче, чем на деле ее решить.

Движение через КПП возобновилось. Это первые грузовики, которые миновали линию разграничения. А потом на КПП опять стало тихо. Ни одной машины. Процесс деэскалации оказался под угрозой на долгие 8 часов. Косовские сербы разблокировали одну полосу дороги, открыв ее для движения и ожидая отвода приштинского полицейского спецназа. А он, в свою очередь требовал, полной деблокады трассы от техники.

Поводом для кризиса стали сербские государственные регистрационные знаки на автомобилях косовских сербов. 20 сентября Приштина отправила на север спецназ для силовой поддержки принудительного изъятия. Причем за 5 евро. Эта же мера должна была распространиться даже на автомобили из Центральной Сербии.

"Серьезный политический момент. Для нас совершенно неприемлемо, чтобы автомобили с номерами непризнанной Республики Косово двигались бы по дорогам Центральной Сербии. Получилось бы, что мы в некотором роде признаем этот антиправовой сепаратистский акт албанцев Косова и Метохии", – заявил : Неманя Старович, первый замминистра иностранных дел Сербии. В ответ косовские сербы заблокировали дороги на север. Многокилометровая пробка из грузовиков наглухо закрыла трассы. Пройти через границу можно было только пешком.

Договаривались Белград и Приштина два дня в Брюсселе при посредничестве Евросоюза. А ситуация обострялась с каждым днем. Белград даже привел в повышенную готовность свои войска в косовском приграничье.

"С чем мы не можем согласиться – и это для нас красная линия – это односторонние действия и шаги администрации Приштины, как это было 20 сентября. И самая важная красная линия, которую мы никогда не сможем пересечь, – это угроза безопасности сербского населения. У нашего народа очень негативный опыт за последние три десятилетия", – отметил первый замминистра иностранных дел Сербии.

Только ближе к вечеру дороги из Косова в Центральную Сербию были разблокированы окончательно – движение возобновилось. Правда, в одну сторону – на север из сепаратистского Косово. К себе власти Приштины сербов не впускают.

В понедельник начнет действовать временная мера, о которой договорились Белград и Приштина на ближайшие полгода. Обозначение сербского государства будут заклеивать стикером. Впрочем, уже сегодня сербские машины возвращались из Косова вообще без знаков или с полузакрытыми.

21 октября в Брюсселе начнутся переговоры об окончательном решении вопроса с сербскими автомобильными номерами в сепаратистском Косово. Здесь надеются, что одним поводом для напряженности станет меньше. Впрочем, в Белграде не исключают, что следующей причиной обострения может стать электроснабжение сербов севера Косова, ведь электричество там получают из Приштины.