Разная мотивация: чем российские ЧВК отличаются от западных

Военный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный объяснил, чем российские частные военные компании отличаются от западных коллег.

Российские частные военные компании (ЧВК), одна из которых будет сотрудничать с правительством Мали, правильнее было бы назвать компаниями, занимающимися экспортом комплексных систем безопасности. Об этом военный корреспондент ВГТРК сообщил в программе "Полный контакт" на радио "Вести ФМ".

Российские компании, оказывающие подобные услуги, сильно отличаются от западных коллег своим подходом к решению задач.

"Западная частная военная компания – это штыки, которые решают задачи тех, кто платит деньги, с оглядкой на национальные интересы "портов приписки". Если это американская военная компания, она действует, исходя из внешнеполитических интересов США", – пояснил Поддубный.

Российские же компании используют не только силовую составляющую, но и решают задачи по стабилизации обстановки в сложных регионах – примеры такой работы уже есть в Африке, и "именно эти примеры, скорее всего, и побудили руководство Мали обратиться к частникам". При этом пока нет подтверждения, какая именно компания отправит своих сотрудников в Мали, отметил Поддубный.

Если посмотреть на деятельность западных ЧВК, еще ни в одну страну они не принесли стабильность, в то время как с приходом российских специалистов стабильность в странах, которые привлекли их к сотрудничеству, возрастает, как это произошло, к примеру, в Центральноафриканской республике.

Тот факт, что о деятельности российских компаний открыто заявляют первые лица, говорит о том, что наши компании не делают за рубежом "ничего предосудительного", а напротив – "занимаются тем, что спасают другие государства от гражданского противостояния". Помимо силового крыла действуют эксперты и в других областях – экономической и социальной, помогают в том числе решить проблемы межэтнических и межрелигиозных отношений.

"Серьезная работа социального блока, – подчеркнул Поддубный. – Это довольно комплексный подход, цель которого стабилизировать обстановку в стране, которая либо находится на пороге гражданской войны, либо втянута в гражданскую войну".

Страны Запада используют ЧВК как инструмент в грязной игре: там, где нельзя использовать вооруженные силы или сотрудников разведки. Мотивации и цели у российских и западных компаний – разные.

"По опыту последних лет видно, что российские частники приходят в страну заработать деньги, но за эти деньги сформировать механизмы, которые в государстве отсутствуют, и которые позволят стабилизировать ситуацию и повлиять на массу факторов: уровень жизни населения, уровень безопасности, уровень свобод", – рассказал Поддубный. Изменения в правоохранительной системе и в сфере безопасности "так или иначе ведет к тому, что уровень свобод в государствах растет", уточнил он.

"Поэтому российских частников нельзя называть наемниками частных военных компаний, это абсолютно новая отрасль в этом сегменте, которое лучше описывает словосочетание "компании, которые занимаются экспортом комплексных систем безопасности", – подытожил Поддубный.

Ранее стало известно, что власти африканского государства Мали обратились за помощью к российской частной военной компании. Глава МИД Сергей Лавров объяснил, что это сделано из-за сокращения французского контингента в стране, который помогал властям бороться с терроризмом.