Грандиозно и пронзительно: юбилей мемориала "Брестская крепость"

Юбилей мемориала "Брестская крепость". Какие секреты он открывает только сейчас?

Сегодня – 50 лет с момента открытия мемориального комплекса "Брестская крепость-герой". Эта цитадель из раза в раз оказывается в центре истории. В поздравлении коллективу мемориала в Белоруссии президент России выразил уверенность в совместной работе по противодействию фальсификации истории в мире и пересмотре итогов Великой Отечественной войны.

Его отец погиб, обороняя казематы. Имя политрука Ильи Семочкина – в первом ряду. Рядом друзья – вместе служили. К началу войны в крепости оставались более 4 тысяч военных с семьями. Ходили рыбачить на Буг и Мухавец. И лежат они в одной братской могиле.

"Открытие – это был венец всему. Чувствовалось, что люди переживают, люди плакали, потому что тогда еще помнили войну. Помнили такой, какой она была: жестокая, страшная война", – говорит Владимир Семочкин, сын защитника Брестской крепости.

Останки более 800 защитников были найдены при строительстве мемориала – в руинах, у крепостных ворот, в воронках от взрывов. Во время штурма в Бресте рвались 66 снарядов в секунду. Находили и целые.

Работы шли под личным контролем Петра Машерова. Перед строем из 600 ветеранов Брестского гарнизона он зажег в крепости Вечный огонь.

Изначально центральный монумент планировался 18-метровым. Именно Петр Машеров, впервые увидев макет в натуральную величину, сказал, что все отлично, только нужно еще вдвое больше. Высотой с девятиэтажный дом. Монумент состоит более чем из 200 фрагментов. 4 тысяч кубометров бетона и около двух лет работы – грандиозно. И пронзительно.

Железобетонное мужество. Титановый стометровый штык-обелиск виден из любой точки крепости. Руины Белого дворца, где был подписан Брестский мир. Красный и серый гранит – прочность и стойкость. Конкурсы на проект шли 5 лет. Дольше всего утверждали главный монумент – красноармеец, вставший насмерть за боевое знамя, ведь ни один из штандартов в крепости не достался врагу. Возглавлял творческую группу академик Александр Кибальников, автор памятника Маяковскому в Москве.

Задумывалась и вторая очередь. Метровыми золотыми буквами должна была быть увековечена эта надпись: "Умрем, но из крепости не уйдем". Увековечить хотели и последнего защитника крепости Петра Гаврилова, взятого в плен на 32-й день войны. Он возглавлял оборону Восточного форта, того самого, где плавился кирпич: немцы выжигали форт минометами, душили газом, бомбили с воздуха, но саперы и танки были бессильны перед старыми казематами, вросшими в земляной вал.

Дрогнул форт только под натиском "Сатаны" – почти двухтонной авиабомбы. Воронку от нее показали даже Гитлеру – в августе 1941-го он прилетел в Брест с Муссолини. По воспоминаниям военного коменданта Бреста Вальтера фон Унру, они два часа практически молча ходили среди руин. Фюрер всячески убеждал дуче в успешном продвижении армии, а демонстрация вооружения, для чего в Брест специально вернули две мортиры "Карл", должна была создать впечатление, будто у немцев еще много таких орудий. Хотя тогда германская боевая машина уже столкнулась с советским сопротивлением, ведь на штурм старой крепости Вермахт отводил 8 часов, а та держалась дольше, чем до этого целые страны.

Брестская крепость тогда – это центральный остров, цитадель и два оборонительных пояса, кольца фортов. Всего их было более 20. Использовались в основном под пороховые погреба, склады и казармы. Стрелковые дивизии Западного особого военного округа занимали, в частности, форты "Граф Берг", восьмой и пятый.

Подземные коридоры – до трехсот метров, двухметровой толщины стены. Мощный и передовой пятый форт был модернизирован еще перед Первой мировой. И для своего времени был чудом оборонительной мысли: неприступные капониры, водяной ров, противоштурмовые решетки.

В казематах с царским орлом на стене – теперь все о защите западных рубежей Российской империи. Это новый Музей фортификации. Брестская крепость сейчас – уже целая летопись героической обороны.

"Мы стараемся память, правду о войне рассказывать всем, кто к нам приходит", – сказал Григорий Бысюк, генеральный директор ГУ "Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой".

Сейчас лучшие школьники – в почетном карауле у Вечного огня. Посту номер один тоже 50 лет. Будущей весной.