Внутри частокола: решающим в выборе нового премьера Японии станет голос женщины


Associated Press

Будет ли в Японии женщина-премьер-министр. Особенно такая, которая играла рок и носилась на мотоцикле.

В Японии впервые в истории за пост главы правящей партии (то есть за пост премьер-министра) наряду с политиками-мужчинами поборются сразу две женщины. И какие! Интриги добавляет тот факт, что действующий премьер Суга растерял свой рейтинг на фоне пандемии, пик которой пришелся на время летней Олимпиады, так что борьба будет острой.

В японском политическом лексиконе есть выражение "попасть внутрь бамбукового частокола", то есть по-настоящему претендовать на власть в стране может только тот, кто принят в круг влиятельных людей, которые все там, за забором, и чужаков не жалуют, даже если они – избранные депутаты парламента от правящей партии. Вопрос о новых лицах во власти в Японии назрел уже давно, но впускать их "внутрь частокола" начали только сейчас.

Впервые в истории на выборах председателя ЛДП баллотируются сразу две женщины. Обе – с опытом министерской работы в правительстве прежнего премьера Синдзо Абэ. Голосование – уже 29 сентября, и победитель автоматически становится новым премьером как минимум до ноябрьских выборов.

Санаэ Такакити – самый необычный кандидат. Ее выступление в песенном шоу пятилетней давности тут же разлетелось по социальным сетям. О том, что в бытность студенткой она была барабанщицей в любительской рок-группе и ездила на мотоциклах, Такаити-сан вспоминает с улыбкой. Премьерские амбиции у нее появились позже, когда она продала мотоцикл и в 32 года впервые избралась в парламент от западной префектуры Нара.

Вторая претендентка – Сэйко Нода, мать одиночка, родившая сына в 50 лет, – обещает отстаивать права женщин, но из всех кандидатов ее рейтинг самый низкий.

Действительно ли Япония готова к тому, чтобы женщина стала премьером страны, мы поговорили с ныне ректором женского Университета Сева Марико Бандо – в 2003-м она стала первой, кто возглавил в правительстве работу по исправлению гендерного неравенства.

"В Японии по-прежнему очень сильно такое понятие, как "мужской шовинизм": мужчины лучше и сильнее, поэтому женщины должны следовать за мужчинами. До войны превосходство мужчин было закреплено в Конституции, и хотя после войны у нас провозгласили равноправие полов, старый образ мыслей по-прежнему остается в головах не только старшего поколения, но и среди молодых людей. По-настоящему сильной женщины-лидера, которая была бы признана народом, в Японии пока нет. Можно сказать, что у народа нет привычки к сильной женщине-лидеру", – отметила Бандо.

Самый яркий пример такой женщины – это нынешний губернатор Токио Юрико Коикэ. Руководит японской столицей уже второй срок, но ее попытки создать собственную партию, чтобы стать во главе страны, успехом не увенчались. После поражения на парламентских выборах 4 года назад она объявила, что в большую политику возвращаться не собирается.

Разведенная и бездетная Такаити называет своим кумиром Маргарет Тэтчер, по взглядам причисляет себя к консерваторам, ратует за пересмотр антивоенной статьи Конституции, в прошлом году она в четвертый раз, будучи членом кабинета, совершала паломничество в храм Ясукуни, который за пределами Японии считают символом милитаризма, а в ходе телевизионных дебатов открыто заявила, что выступает против закрепления в законе обязательного 30-процентного представительства женщин в политических партиях.

Ожидается, что главная борьба будет между кандидатами-мужчинами, бывшими главами МИД Таро Коно и Фумио Кисида, которые, впрочем, изначально уже находились внутри того самого "бамбукового частокола". Но даже если до победы женщины дело не дойдет (в случае второго тура), решающим в выборе нового премьера Японии на этот раз станет именно ее голос.