Одного звонка Джо Байдена оказалось достаточно, чтобы успокоить хозяина Елисейского дворца. Извиняться перед Макроном американский президент не стал, в Штатах это не принято, но согласился, что скандала можно было избежать, если бы консультации между союзниками были открытые. Пользуясь случаем, они поговорили обо всех регионах. Формулировка в итоговом заявлении не могла быть более расплывчатой. Два лидера решили начать процесс обстоятельных консультаций, направленных на создание условий для обеспечения доверия и предложения конкретных мер по достижению общих целей.
Французский посол на следующей неделе вернется в Вашингтон, в Нью-Йорке глава французского МИД Жан-Ив ле Дриан в ближайшее время встретится с коллегой Энтони Блинкеном. А сам Эманюэль Макрон вместе с Джо Байденом пообщаются лично в Европе в конце октября, заявили в Белом доме.
"Что касается тона беседы, то он был дружеским. Президент США надеется, что это шаг к возвращению к норме в продолжительных, прочных и важных отношениях, которые сложились у США с Францией", – заявил пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.
Столь быстрое возвращение к норме после предательства и публичного унижения обычные французы принять не готовы. Судя по опросам больше 70% считают, что ответ Франции недостаточно жесткий. Оппозиция тоже неистовствует. Депутат нацсобрания Меланшон написал твит, что Макрон безоговорочно сдался Байдену и "снова надевает свой поводок на униженную Францию".
Министра обороны страны вызвали на ковер в сенат, где задавали прямые и жесткие вопросы. А потом освистали.
Сенатор Рашид Темаль заявил, что контракт века испарился. Францию выбросили из тихоокеанской зоны. И значение Франции на мировой арене принижено. И добавил: "Необходимо ответить на простой вопрос, почему ни Елисейский дворец, ни Матиньонский дворец, ни МИД, ни наши посольства не видели и не слышали, что происходило с разрывом контракта и созданием нового альянса AUKUS".
"Я удивлена, шокирован , что в этом зале представитель народа выставляет то, что случилось с Францией, в таких смешанных красках и использует это как инструмент во внутриполитических дебатах. У французов будет возможность высказаться по внутренней политике через несколько месяцев. Мы не можем переписать историю задним числом, но зато ставим себя на место прокурора, начинаем судить, как я вижу, у сената именно такие намерения", – заявила министр ВС Франции Флоранс Парли.
Врасплох застали австралийцы и компанию производителя подлодок. Утром прислали правительственное письмо о переходе на следующую стадию выполнения совместного контракта, по которому уже было выплачено 840 миллионов евро. А в обед объявили, что сделки больше не существует, без прелюдий поставили перед фактом. Новость шокировала все руководство французского гиганта, который в ближайшие несколько недель выставит счет на возмещение убытков. Обсуждать это с австралийским премьером в Елисейском дворце отказались.
"Да, мы пытались, но возможности для этого звонка нет, но мы будем терпеливы. Мы понимаем их разочарование, но именно так и решаются серьезные вопросы. Это было очень трудное решение", – сообщил австралийский премьер Скотт Моррисон.
А в прессе теперь множатся слухи, будто Париж знал об иных потребностях Канберры и даже предлагал ей свои же ядерные подлодки, но там все равно отказались в пользу американских. Как бы то ни было, Франция продолжает бурлить, для оппозиции это шанс в очередной раз обвинить власти в неспособности вести достойную внешнюю политику. Эммануэль Макрон, в свою очередь, старается максимально быстро погасить скандал, слишком дорого такой провал может обойтись на грядущих президентских выборах.