Лекция под выстрелы: пермский профессор попал под проверку следствия

vk.com/tag224119947
vk.com/tag224119947
Сохранил спокойствие и не допустил паники. Следственный комитет проверит пермского преподавателя, который не прервал лекцию во время нападения на университет.

В продолжение пермской темы. "Все люди по-разному переживают стресс. Будет проведена проверка". Это комментарий университета по поводу дискуссий вокруг Олега Сыромятникова. Преподавателя, чьи действия во время вчерашнего нападения на вуз сейчас бурно обсуждают.

Когда прозвучали первые выстрелы, он читал лекцию по литературе. Однако прерывать её отказался. Вместо этого дал указание запереть дверь аудитории, а потом продолжил вести пару. Ну и вот, согласно сегодняшним публикациям региональных СМИ, некоторые студенты на профессора пожаловались.

Мол, никак не отреагировал, назвал сообщения о стрельбе сплетнями и даже сделал замечания тем, кто пытался рассказать ему про вооружённого преступника. Дескать, учебный процесс – для него оказался важнее человеческих жизней. Однако у самого преподавателя – принципиально иная точка зрения на ситуацию.

Настаивает, что согласовал всё с руководством и уверен в своей правоте, поскольку помог избежать паники. В любом случае, стоит подождать заявлений Следственного комитета – он, как утверждается, даст поведению Сыромятникова отдельную оценку.

Пятый этаж университета. В кабинет врывается мама одной из студенток. Сообщает: нужно срочно забаррикадироваться. Учитель невозмутим, даже будто расстроен, что ему предлагают студенты парты таскать. И настаивает на своем – учеба.

- Извините меня, пожалуйста. Там ЧП внизу: человек с оружием.

- И?

- Не знаю, стрельба. Я думаю, наверно, надо закрываться.

- Да, надо закрываться.

- Закрывайтесь. Послушали, да? Ну, я надеюсь, нас не гонят никуда. Парты таскать? Вы закрыли, да, дверь?

- Да, закрыла, но прострелить можно.

- Нет, ну давайте серьезно. Это ведь учеба.

После Олег Сыромятников звонит декану. Тот рассказывает об обстановке. Преподаватель делает вывод, что нужно продолжать работу. Пару смог прервать только ОМОН. И, если верить аудиозаписи, даже удивился, что сотрудники проводят эвакуацию. Одна из студенток, чья мама как раз и ворвалась в кабинет рассказывает, что происходило внутри.

"В любом случае это тот человек, которого в случае чрезвычайной ситуации я должна слушаться. А он не сделал ничего, чтобы меня защитить. Мою жизнь, если бы мама не пришла, не предупредила нас. И сделала все что она сделала, мы бы дальше сидели с открытыми дверями, и он даже не закрыл бы их. Кого-то подстрелили, все поняли – это серьезно. Но опять-таки, преподаватель не поверил", – вспоминает Елизавета Беляева, студент ПГНИУ.

По данным университета, в ситуации разбираются следователи и сейчас с преподавателем связаться возможности нет. Но он успел дать комментарий журналистам. Говорит, информация об убийце на тот момент не была официальной. Он хотел сохранить спокойствие и избежать паники. Тем более дверь была закрыта, а она металлическая.

"Ситуации вроде одинаковые, но в зависимости от школы, от стрелка, от географии объекта действовать надо по-разному. Прекрати он вести урок, студенты начнут между собой разговаривать, смотреть гаджеты, в гаджетах появляется сцена, где он только что шел, кого-то застрелил, еще какая-то информация. Студенты могут поддаться панике. И могут начать выпрыгивать из окон", – уверен Алексей Филатов, президент союза офицеров группы "Альфа".

Но есть и другое мнение, что преподаватель не оценил всей серьезности ситуации и должным образом не отреагировал на ЧП. Да и кроме того, действовать нужно было иначе.

"Ответственность педагога, преподавателя должна быть максимальной за тех людей, с которыми он находится в аудитории. В любой ситуации, как бы ты хладнокровно себя ни вел, как бы ты ни считал себя нужным продолжать учебный процесс, в первую очередь надо было забаррикадировать дверь и попросить всех лечь на пол. Показать свой пример – я бы сделала так, как профессиональный учитель и преподаватель", – полагает Ольга Пилипенко, депутат Государственной думы, член Комитета по образованию и науке.

Коллеги по нижней палате парламента разошлись в оценках действий преподавателя. Депутат Алексей Журавлев назвал его русским патриотом и предложил дать Олегу Сыромятникову звание Героя России. На сторону учителя встали многие.

"Я считаю, что профессор поступил верно, учитывая, что он подполковник милиции в отставке, я думаю у него опыт побольше, чем у обычного преподавателя. Не дай бог, конечно, но, если вдруг моя дочь окажется в подобной ситуации, я бы хотел, чтобы рядом с ней оказался такой преподаватель, и большое спасибо Олегу Ивановичу", – считает Александр Коц, военный корреспондент газеты "Комсомольская Правда".

Единой методички или протокола действий для учителей, по итогам разговоров с экспертами, нет. И сейчас в дискуссии – Олег Сыромятников, человек с железными нервами или преподаватель, которой в угрозу не поверил – стоит задать еще один вопрос: а что нужно в таких ситуациях делать? И после, конечно, надеяться, что такие трагедии вовсе не будут повторяться.