На полях предстоящей Генассамблеи ООН новый альянс США, Великобритании и Австралии обсудят главы МИД ЕС. Изменением баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе обеспокоен и генеральный секретарь Организации Объединенных Наций.
Колоссальный оптимизм и ни слова о финансовых и репутационных потерях Франции. С таким настроем австралийский премьер отправился на переговоры к американским друзьям, перед вылетом еще раз заверив: безопасность нации – превыше всего, а французские подлодки якобы нужным потенциалом не обладают.
"Я отправляюсь на переговоры с нашими друзьями из США, Великобритании и Европы. Все это делается для безопасности австралийцев. Мы должны быть уверены в способности защищать наши суверенные интересы, в нашем стремлении жить в мирном и свободном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это будут очень важные встречи для достижения этих целей", – заявил премьер-министр Австралии Скотт Моррисон.
В похожем ключе о предстоящих переговорах высказался глава кабинета министров Великобритании. Правда, тут от неудобных вопросов относительно Парижа уклониться не удалось.
"AUKUS отражает общие интересы США, Австралии и Великобритании. Что касается наших французских друзей, не будем забывать, что мы работает плечом к плечу по ряду важных направлений, в том числе в рамках НАТО. Кроме того, лишь с одной страной у нас есть договоренность об обмене данными ядерных исследований – и это как раз Франция", – подчеркнул премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.
Утешение для Пятой республики, как пишут в сегодняшней прессе, слабое. Карикатуристы изображают Францию не в самом выгодном свете. Страна потеряла контракт как минимум на 50 миллиардов долларов, ее технологии почти открытым текстом назвали устаревшими. А ущерб для рейтинга Эммануэля Макрона в преддверии апрельских выборов, как бы ни отреагировал на сложившуюся ситуацию Елисейский дворец, окажется колоссальным.
"За несколько дней до объявления о создании AUKUS у нас были переговоры между главами министерств обороны и иностранных дел. Австралия никак не проинформировала нас о своих планах. Более того, мы отмечали важность достигнутого в 2016 году соглашения. Американская сторона тоже прекрасно осознавала значимость контракта для Парижа", – комментирует ситуацию посол Франции в США Филипп Этьен.
Масла в огонь подливает похожая ситуация со Швейцарией, которая также предпочла американские вооружения французским и вместо истребителей Rafale решила заключить контракт на поставку 36 машин F-35. Из-за этого якобы Париж даже отказался от запланированной встречи на уровне глав государств. Правда, потом эти сообщения опровергли. Так или иначе, Франция снова оказалась пострадавшей стороной и потеряла контракт примерно на 6 миллиардов долларов.
В ООН на набирающий обороты дипломатический кризис смотрят более глобально. Главное, как заявил генсек организации, – избежать эскалации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором из-за действий США могут случиться новый Карибский кризис и последующая холодная война.
"Эта ситуация – часть большого пазла отношений между Китаем и США, которые сейчас абсолютно не работают. Вне зависимости от решений последних дней необходимо любой ценой избежать холодной войны, которая будет отличаться от той, что была раньше, и которая будет представлять куда большую опасность", – отмечает генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
Об использовании лазеек в договоре о нераспространении ядерного оружия и двойных стандартах по-американски говорят и эксперты. По их словам, США в своем противостоянии с Китаем ведут опасную и не совсем честную игру.
"На данный момент ни одна неядерная держава в мире не имеет атомных подводных лодок, которые двигаются за счет атомного реактора. В принципе, к этому довольно настороженное отношение, потому что вы фактически передаете и технологии, и высокообогащенный уран, скорее всего, этой неядерной стране, чтобы она использовала их в подлодках. Обычно это идет вместе – ядерное оружие, и вы эти же технологии используете для движения подводной лодки. Австралия станет первым исключением, если это действительно случится", – говорит старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Андрей Баклицкий.
Исключение из правил в случае с Австралией может стать, по словам политологов, не последним. Иран, КНДР и ряд других государств теперь будет иметь железный аргумент в любых ядерных переговорах. Мол, если Канберре можно, почему нельзя нам?