За московскими водителями будет приглядывать обучаемая нейросеть

На оживленных перекрестках и вылетных магистралях Москвы, где чаще всего происходят ДТП, установят новые дорожные камеры, в основе которых лежит обучаемая нейронная сеть. Вероятно, их опробуют в тестовом режиме уже в будущем году.

Техосмотр и ОСАГО теперь проверят новые дорожные камеры и сделают это незаметно для водителей, прямо во время движения автомобилей. В Москве уже скоро заработают современные приборы, которые установят на самых оживленных участках.

Новая технология, в основе которой лежит обучаемая нейронная сеть, позволяет в автоматическом режиме определять, есть на мотоциклисте шлем или нет.

"Мы обучаем нейросеть, что является шлемом, а что нет. Нейросеть понимает: а, вот это я уже видела, это бейсболка, а вот это шлем", – рассказывает руководитель компании-разработчика дорожных камер Сергей Ласкин.

Возможности новых камер, которые появятся на столичных дорогах, станут значительно шире: не только мотоциклисты без шлемов, но еще их опасные маневры между полосами. Впрочем, сами байкеры к этим планам относятся скептически. Говорят: в ПДД запрета двигаться между полосами нет, а за руль без защитной экипировки уже давно никто не садится.

"Мотоциклистам не нужен излишний контроль, потому что они всегда носят шлем. Это их безопасность", – уверяет руководитель движения "МотоМосква", байкер Андрей Иванов.

Еще из возможностей новых комплексов – развороты и повороты, которые водители выполняют не из крайнего ряда, а также выявление в потоке транспортных средств без техосмотра и ОСАГО. С 1 марта будущего года за отсутствие диагностической карты вводится штраф.

"В камеру попадает номер автомобиля, быстро проверяется наличие ОСАГО и диагностической карты. Ждем "писем счастья" и штрафов 2000 в день, которые мы будем получать с камеры", – дает пессимистичный прогноз вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр.

В Москве сейчас работают 3,5 тысячи дорожных камер. Помимо стандартных контроля скорости, разметки и выделенных полос, фиксируют, например, разговор водителя автомобиля по телефону во время движения и непристегнутые ремни безопасности. А уже в ближайшее время смогут распознавать еще одно нарушение ПДД – движение без ходовых огней и ближнего света фар. В Центре организации дорожного движения уверены: такая цифровизация необходима.

"На базе камер работает система перехвата и розыска транспортных средств. С 2010 года количество угонов снизилось в пять раз", – дает статистику заместитель руководителя дирекции фотовидеофиксации ЦОДД Егор Чернов.

Разработчики камер признают: да, ошибки возможны, но штраф выписывает не камера. Она всего лишь говорит, что видит, например, мотоциклиста, и на нем, кажется, нет шлема. Окончательное решение за инспектором.

Новые приборы установят в местах, где чаще всего происходят ДТП: на оживленных перекрестках и вылетных магистралях. Конечно, нейросети понадобится время, чтобы научиться правильно распознавать нарушителей. И, вероятно, такие камеры сперва опробуют в тестовом режиме уже в следующем году.