Полковник запаса Юрий Мель был осужден в Литве по делу о событиях 13 января 1991 года. Тогда в республике решили провозгласить собственную независимость. Начались массовые протесты; советская армия приступила к наведению конституционного порядка.
Литва была признана независимой только в сентябре 1991 года, на восемь с лишним месяцев позже. Российских граждан судили по статьям, которые были приняты после вменяемого преступления.
"Бывший офицер Советской армии сидит в литовской тюрьме, как это возможно? Мне трудно это понять", – начал в программе "Вечер с Владимиром Соловьевым" свою речь Яков Кедми, бывший государственный деятель Израиля, дипломат, который в свое время возглавлял одну из израильских спецслужб.
"А Михаил Горбачев, который говорит о том, что ничего не знал, даже слово не сказал в защиту этого офицера", – отметил Владимир Соловьев.
"Горбачев свое получит…, – продолжил Яков Кедми. – Но офицер сейчас (!) сидит в тюрьме за то, что служил Родине".
Он добавил, что как тогда смотреть в глаза офицерам и солдатам, с которыми может случиться то же самое?
Председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн предложил, чтобы Горбачев честно признался в том, что события в Вильнюсе происходили с его ведома, по его поручению и указанию, и задержанный советский, а ныне российский гражданин не виноват.
"Если бы нашего летчика сбили на вражеской территории, мы заставили бы его выдать. Мы пойдем на все – выкрадем их генералов… Ведь наши люди рисковали жизнью за свою Родину", – добавил Яков Кедми.