Картина на реставрации: "Красные виноградники" Ван Гога откроют секреты

Еще никогда двери реставрационных мастерских Пушкинского музея не открывались так широко: обычно консервация и реставрация проходили незаметно для публики – картины просто исчезали из экспозиционного зала, а потом, через какое-то время, возвращались на место. Теперь же скрупулезный процесс обследования и восстановления шедевра будет общедоступным. Специалистам предстоит раскрыть тайны "Красных виноградников" Ван Гога.

Раскрыть все тайны "Красных виноградников" Ван Гога предстоит реставраторам Пушкинского музея. Шедевр тщательно обследуют с помощью электронного микроскопа, чтобы определить, как менялись краски со временем. И уже есть несколько открытий. Например, на обороте картины обнаружены фрагменты еще одного произведения.

Еще никогда эти двери не открывались так широко: обычно консервация и реставрация проходили незаметно для публики – картины просто исчезали из экспозиционного зала, а потом, через какое-то время, возвращались на место. Теперь же скрупулезный процесс обследования и восстановления шедевра будет общедоступным.

Николай Колесников осторожно достает экспонат астрономической стоимости – работы Ван Гога уходят за миллиарды. Вердикт реставратора: трещины и утраты. Транспортировке не подлежит.

– Наша задача: предотвратить дальнейшие разрушения, – поясняет мастер-реставратор станковой масляной живописи Николай Колесников.

Любые колебания для картины могут быть травматичны, разрушительны, говорят реставраторы. Поэтому "Виноградники" не смогли отправиться в Париж, где через месяц открывается грандиозная выставка – в Фонде Louis Vuitton вслед за триумфальной, рекордной Щукинской коллекцией покажут собрание братьев Морозовых.

– А французы просили?

– Они очень просили, но мы им отказали – это слишком большой риск, – отвечает завотделом реставрации и консервации ГМИИ имени А.С. Пушкина Игорь Бородин.

– Это вещь, которую все хотят получить на выставки, о которой мечтают все музеи мира, это одна из самых запрашиваемых вещей, вынуждена оставаться дома, потому что невозможна ее транспортировка, – поясняет директор Государственного музея изобразительных искусств Марина Лошак.

"Виноградники" поступили в Пушкинский музей в 1951 году, как следует из архивных журналов. Запись легендарного реставратора Бориса Шахова, спасавшего и Дрезденскую коллекцию, умельца, который изобретал уникальные аппараты.

– Видите, собственной рукой шкалы все обрабатывал, – показывает мастер-реставратор станковой масляной живописи Николай Колесников. – Температура небольшая, чтобы расплавить воск. И вот различные оловянные насадки.

А приобретены были вангоговские "Красные виноградники в Арле" Иваном Морозовым по совету Валентина Серова и тщательно коллекционером оберегались: в отличие от Щукина он не любил картины лакировать.

– Уже при жизни художников картины начали мутировать – физически начали меняться: краски жухнуть, холсты трескаться, – добавляет Илья Доронченков.

Последний раз полотно обследовали 25 лет назад. Осмотр, вспоминает Алексей Петухов, был похож на сакральную церемонию.

– Фактура, поверхность этой картины, хранящая, действительно, прикосновение Ван Гога, – добавляет Петухов.

Теперь следить за восстановлением картины можно будет на сайте музея. Там уже сегодня появилась сенсационная информация.

– Эту картину он писал не за один сеанс, и эта фигура, которую вы видите, – явно женская, но теперь – мужская, – показывает на картине завотделом реставрации и консервации ГМИИ Игорь Бородин. – Возможно, на следующий день он закончил написание этой картины.

Следить за реставрацией можно будет на сайте Пушкинского музея. Уже сегодня там появилась сенсационная информация – холст художник сделал сам из мешка для картошки. Неудачно загрунтовал – не дал просохнуть. Затем отправил брату.

И это еще не все: на обороте вангоговских "Виноградников" нашли фрагмент другой картины. Какой? Пока неизвестно. Эту загадку попробуют разрешить до мая 2022 года, когда представят все собрание Морозовых.