Роскосмос: причиной инцидента с "Наукой" стал человеческий фактор

Человеческий фактор мог стать причиной включения двигателей российского модуля "Наука" после стыковки с МКС. Двигатели "Науки" развернули станцию, а также вызвали загрязнение поверхности Международной космической станции гептилом.

Причину нештатного включения двигателей российского модуля "Наука" назвал официальный журнал Роскосмоса – "Русский космос". Журнал пишет, что виной этому стала ошибка персонала, который забыл выключить систему стыковки после причаливания.

"Усыпить" модуль "Наука", отключив систему сближения и стыковки, в ЦУПе забыли. Поэтому многофункциональный лабораторный модуль самостоятельно включил один из двигателей ориентации "на отвод". В результате Международную космическую станцию, к которой 29 июля была пристыкована "Наука", закрутило и развернуло на 45 градусов. Программу на отвод удалось прервать. Прежнюю ориентацию МКС возвращали при помощи двигателей космического грузовика "Прогресс МС-17" и модуля "Звезда", напоминает "Интерфакс".

Ранее причиной инцидента руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев называл "кратковременный сбой программного обеспечения". Нештатное срабатывание системы управления модуля называл исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев.

Включение двигателей "Науки" привела также к тому, что корпус станции оказался загрязнен токсическим компонентом ракетного топлива – гептилом. Гептил в шесть раз токсичнее, чем синильная кислота. Это загрязнение привело к переносу нескольких выходов с МКС.

Пуск модуля "Наука" изначально планировался на 2017 год. В 2018 году запуск был перенесен из-за засора топливной системы стружкой. Стружка могла спровоцировать вывод из строя двигателей МКС. Позднее глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин пояснил, что проблемой "Науки" был не засор, а производственный брак.

К надирному стыковочному узлу модуля "Наука" 26 ноября запланирована стыковка корабля "Прогресс МС-УМ" с модулем "Причал". "Причал" расширит возможности стыковок со станцией российских кораблей, в том числе нового лунного корабля "Орел".

Кроме того, на 29 октября к МКС планируется запуск космического грузовика "Прогресс МС-18".

Владимир Соловьев также отметил, что на семи из 20 иллюминаторах российского сегмента МКС обнаружены глубокие каверны. В перспективе это угрожает герметичности станции. При этом Соловьев отметил, что иллюминаторы можно закрыть герметичными крышками.

"Но какой тогда смысл в станции без иллюминаторов", – задал риторический вопрос Соловьев.

На МКС в сентябре 2019 года была зафиксирована утечка воздуха. Трещины, через которые станция теряла атмосферу, обнаружил в промежуточной камере модуля "Звезда". Станция негерметична. Она теряет воздух через отверстия, эквивалентное дырочке диаметров в 0,2 миллиметра. Это приводит к снижению давления на 0,4 миллиметра ртутного столба в сутки. Это далеко от аварийных значений, которая требует срочной эвакуации экипажа: в этом случае падение давления составляет 0,5 миллиметра в минуту. Соловьев также добавил, что несколько несквозных трещин обнаружены в функциональном модуле "Заря". Это самый первый модуль МКС, корпус которого был сварен в 1985 году. Причиной могла стать работа сварщика: если при варке он задержался на одном месте, то мог произойти перенагрев корпуса. После длительного нахождения в вакууме сплава алюминия и магния перегретые швы становятся пористыми.