Сергей Шойгу: необходимо возрождать региональную авиацию

Россия обладает достаточными возможностями для возрождения региональной авиации. Об этом заявил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу в эксклюзивном интервью ведущему программы "Москва. Кремль. Путин" Павлу Зарубину.

Министр обороны Сергей Шойгу дал эксклюзивное интервью ведущему программы "Москва. Кремль. Путин" Павлу Зарубину.

- Насколько, на ваш взгляд, критически необходима для нашей страны программа малой авиации?

- Во-первых, начнем с того, что сегодня подошло время реализуемости этой программы, именно реализуемости. То есть раньше можно было давать деньги, и давались деньги, создавались лизинговые компании для того, чтобы как-то это возродить, но не было возможности реализовать. Сегодня прошла модернизация многих авиационных предприятий, когда начали производить самолеты, когда начали производить вертолеты. Вертолеты – полная модернизация Казанского вертолетного завода, вертолетный завод в Улан-Удэ. Кроме того, переведено сюда производство самолетов Ил-410, которые замечательно зарекомендовали себя. На выходе – МС-21, SuperJet-100, самолет "Байкал", который заменит самолет Ан-2. Это, конечно, такая большая серьезная платформа, с которой можно стартовать.

Теперь по поводу необходимости. Знаете, я приведу вам простой пример: я одному из коллег как-то сказал: "Ты знаешь, что из Енисейска, чтобы попасть в Томск, надо лететь через Красноярск". Первый вопрос: "А чего ему делать в Томске из Енисейска или Лесосибирска?" Я говорю: "А вы в курсе, что у нас в Томске огромный образовательный центр?" Огромный! Фактически студенческий город. А, во-вторых, туда вообще-то летали самолеты – в Томск, в Иркутск, в Красноярск и вообще по Сибири. И сегодня, безусловно, востребован. Потому что, скажем, на Таймыре выросло уже целое поколение тех, кто не бывал в Красноярске и даже в Норильске. Камчатку вы знаете не хуже меня.

Вообще по такой огромной стране, как наша, без авиации очень непросто. И сегодня мы имеем возможности для того, чтобы эту авиацию возродить, для того, чтобы у нас появились самолеты, а они уже теперь есть – Ил-410, подальше будет Ил-610. 410-й мы, министерство обороны, вместе с коллегами поставили на поплавки или поплавковые шасси, то есть можно садиться на реки и озера. Мы поставили их на лыжи, то есть можно летать уже на необорудованные аэродромы. Это такая большая-большая, очень важная программа. Вы даже себе представить не можете, насколько я рад, потому что у нас периодически возникали предложения: "Давайте купим самолет, сделанный Bombardier. Они летают на Аляске, в Канаде". Мы приводили разные примеры, что населенный пункт в Канаде с населением в 7 тысяч человек имеет полторы тысячи самолетов, на которых они летают, начиная от охоты за лосей и заканчивая за солью в соседний поселок. Я образно говорю. Поэтому, конечно, мы нуждаемся.

- Как в Вооруженных силах восприняли новость по 15 тысяч рублей?

- Вы знаете, естественно, хорошо восприняли. Власть понимает, что тот уровень инфляции, который заложен был таким, на самом деле оказался выше из-за пандемии, тут ничего не поделаешь. И правительство это видит, президент это видит. И он предложил, и внес вот это. Поэтому это важный не просто сигнал, а важный элемент социальной поддержки военнослужащих наравне со многими-многими другими инструментами – это и индексация, о которой я только что сказал. Это крайне важная вещь. И она будет воспринята, и воспринята уже гораздо более позитивно, чем какие-то другие вещи (я сейчас не про 15 тысяч). Когда он сказал, что индексация должна быть выше, чем реальный уровень инфляции. Не плановый (там разные плановые могут быть), а реальный уровень инфляции. Поэтому это все очень и очень важно.

Вы знаете, больше всего меня порадовало в выступлении президента то, что он услышал и учел все то, о чем мы говорили. По Сибири – вообще опережающее развитие, отдельное спасибо! Особенно когда там прозвучал Ангаро-Енисейский макрорегион. Представляете, Ангара, Иркутская область, Бурятия, Енисей от границ Монголии до Северного Ледовитого океана.