В России растет число олимпиадников. Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков считает, что требования к проведению школьных олимпиад, которые дают право на поступление в вузы без экзаменов, надо пересмотреть и серьезно ужесточить.
Так комплексно министр науки хочет решить проблему топовых вузов, где абитуриентов-стобалльников и победителей олимпиад больше, чем бюджетных мест. По итогам вступительной кампании в вузы Валерий Фальков пообещал вместе с Рособрнадзором и Минпросвещения проанализировать ситуацию и внимательно посмотреть на ЕГЭ.
"К нему нет серьезных претензий, но мы проанализируем в этом году, как по отдельным дисциплинам увеличивается год от года количество стобалльников", – цитирует Фалькова ТАСС.
В 2021 году в российских вузах наблюдается недобор. Это связано с изменением правил проведения конкурсов. Поэтому ряд вузов объявили донаборы, которые заменили вторую конкурсную волну.
Кроме того, численность исследователей в российской науке неуклонно снижается с 2000 года в средней на полтора процента за год. Это существенно выше, чем в предыдущие годы. Это противоречит глобальным трендам. Сейчас в России ученых меньше почти в 3 раза, чем после распада Советского Союза. При этом, по данным исследования Высшей школы экономики "Научно-технологическая политика России в условиях постпандемии: поиск новых решений", четверть российских исследователей уже перешагнули 60-летнюю отметку, а ученых до 29 лет – всего лишь 17%, их доля продолжает снижаться.
Глава Минобранауки Валерий Фальков рассчитывает, что численность ученых будет расти с 2024 года. Только в 2021 году почти 2 миллиарда рублей выделено из бюджета на привлечение молодых исследователей.
Министерство провело конкурс среди 15 научно-образовательных центров на создание 120 молодежных научных лабораторий.
"Это порядка десяти человек в лаборатории, при этом две трети из них – молодежь. Финансирование лабораторий будет обеспечено не только на 2021 год, но и на последующие годы", – отчитался Фальков.
По его словам, главное, чего хотелось бы добиться, – это чтобы наука привлекала внимание молодежи, а те, кто ею занимаются, чувствовали бы себя комфортно. Второе, результаты исследований должен удовлетворять не только интерес ученых, но общества и государства. Поэтому министерство ориентирует коллег сейчас не на публикацию научных статей, а на конкретные разработки и технологии, которые могут изменить жизнь к лучшему.