Сегодня ровно век со дня смерти Николая Гумилева. Один из самых известных русских поэтов, уже в 35 он был расстрелян по обвинению в контрреволюционном заговоре. Но за свою недолгую жизнь успел стать знаковой фигурой Серебряного века: основателем акмеизма, известным исследователем Африки и героем Первой мировой войны. Его ученики выросли в известных поэтов, а самые романтические его строки многие помнят наизусть еще со школы. И это при том, что в СССР стихи Гумилева официально не издавались более 60 лет. Власти Петербурга сегодня сообщили, что на родине поэта, в Кронштадте, ему планируют поставить памятник.
В маленькой уютной церкви поминают раба божьего Николая. Бернгардовка – первое из предполагаемых мест гибели поэта. И, по традиции, ежегодные службы проводят здесь.
Забирали Гумилева с Мойки. По предложению Горького, в этом огромном здании, в целом квартале, был открыт дом искусств. Среди магазинов и банков появился трехэтажный диск, где собирались Каверин, Грин, Всеволод Рождественский. Зощенко спал на трех стульях, не в силах добраться до дома после творческих вечеров.
Тут, прямо в диске, жил и Гумилев. Бывшую баню обложили коврами, получилась уютная комната. За пару часов до ареста он принимал в гостях Ходасевича, был очень весел и уверял, что проживет до глубокой старости, не меньше 90 лет. Очень скоро за ним пришли.
О том, что Гумилев арестован, бывшая жена, они разошлись в 18 году, Ахматова узнала на похоронах Блока, 10 августа. 16-го в поезде на Царское село ей вдруг стало плохо, перед глазами поплыли строчки, хотелось курить. Папиросу с третьего раза удалось зажечь от паровозной искры.
Узнав от знакомых о смерти бывшего мужа, она не поверила, но на перроне ждал наклеенный газетный лист. Огромный разворот. Список расстрелянных. 61 человек, Гумилев – 30-й. 33 года, хотя ему 35, поэт, филолог, дворянин, в момент восстания обещал связать с организацией группу интеллигентов. Получал за это деньги.
Дело Таганцева сейчас считается сфабрикованным. В 21 году по нему прошли более 800 человек. Гумилев, который не скрывал и своей набожности, и недовольства разгоном кронштадтского мятежа, попал в расстрельные списки. Предположительно сюда, в Ковалевский лес, привезли несколько десятков приговоренных. Накопитель, он же пороховой склад. Всех заставили раздеться. Расстреливали на мостках над ямой.
Путешественник, неисправимый романтик, талантливый поэт. Кавалер двух Георгиевских крестов. Умел удивлять всегда. За полгода до смерти из голодного Петрограда уехал в Бежецк, на калым. За выступление и критику начинающих авторов получал продукты.
"Разъезжая по окрестным деревням, Николай Степанович очень часто любил устраивать дикий цирк. Хотя не умел профессионально делать акробатические номера, скачки на лошадях, хождение по канату. Но, если он какую-то цель перед собой ставил, то, конечно, он этой цели добивался. Пусть и не очень-то у него получалось. И в этом диком цирке один раз участвовала Анна Андреевна Ахматова. Она настолько была гибка и хрупка, что она могла большим пальцем своей ноги достать собственный нос через спину. Это была женщина-змея. Но это, конечно, было один единственный раз. Больше в таких спектаклях Анна Андреевна не могла себе позволить участвовать", – рассказывает экскурсовод.
С Ахматовой им было не ужиться: теснили друг друга своими стихами, своими стремлениями. В фонтанном доме Николай Гумилев не бывал, но тут жил его сын Лева Гумилев. На стене картинки о подвигах Геракла, которые рисовал отец. Семиклассник Гумилев случайно встретил Анну Горенко на катке. Он добивался ее любви, даже ездил топиться в Нормандию, но его прогнали блюстители порядка. Ахматова говорила: всю жизнь он воспринимал как эпос. И в тюремную камеру вместе с обычной просьбой, привезти белье, еду, Евангелие, он попросил и "Илиаду" Гомера.
"Пунина арестовали, и они с Гумилевым пересеклись в коридоре. Один шел на допрос, другой – с допроса. И Пунин увидел, как у Гумилева отбирают "Илиаду", – рассказывает старший методист музея Анны Ахматовой Татьяна Позднякова.
Позже Ахматова получит в подарок книгу Гомера от Владимира Шилейко со строчками Гумилева: "Я дочитал "Илиаду и сел у окна". И своими: "На память о дочитавшем "Илиаду". И еще позже в Царском селе просит мужа, Пунина, сфотографировать ее на той скамье, где семиклассник Гумилев клялся ей, 13-летней Ане Горенко, в любви. А в Бернгардовке, неподалеку от страшного Ковалевского леса, сегодня читают стихи Гумилева и о Гумилеве.