Новый способ обмана: телефонные мошенники стали использовать роботов


Global Look Press

Мошенники научились использовать голосовых помощников, чтобы выманивать у граждан личные данные и деньги. Более того, злоумышленники стали узнавать остатки на счетах клиентов, прикидываясь сотрудниками банков. Как не пострадать от уловок аферистов?

Если раньше роботу звонили мы, то теперь он может набрать наш номер сам. И это не эволюция технического прогресса, а смекалка банковских мошенников.

"Вот с роботом – это что-то новое. Я, честно говоря, раньше не сталкивалась с таким", – призналась москвичка Мария Ицкова, пострадавшая от телефонных мошенников.

Сначала электронный голос поинтересовался кредитом, а затем Марию начал "обрабатывать" лже-оператор. Сгущал тучи "левой" попыткой оформить заем, нагнетал атмосферу активностью в личном кабинете онлайн-банка. Девушка поддалась и назвала код, при этом, как сама признается, ее ничего не смутило.

Люди верят голосовым помощникам, словно официальным представителям банка, а доверие – лучшая почва для банковских аферистов.

"Мы привыкли, что, действительно, с нами через любую компанию общается голосовой помощник, и это повышает уровень доверия, какую-то лояльность, (создается впечатление – ред.), что это не просто сотрудник, а какая-то организация", – говорит психолог Екатерина Длин.

А если еще эта организация выдает твои личные секреты с банком, то как тут не поверить?

"Робот называет точную сумму до копеечки, которая поступила на мой счет. Вот тут мне стало страшно. Получается, что у мошенников есть какие-то точные данные о переводах", – говорит Екатерина, также столкнувшаяся с мошенниками.

Когда дело дошло до трехзначного CVC-кода, Екатерина бросила трубку и позвонила в банк. Но вопрос, откуда мошенники знают секретную информацию, так и повис в воздухе. Оказывается, все элементарно: не нужно быть it-гением, чтобы создать голосовой помощник: есть масса программ по настраиванию тембра и интонации голоса. А персональные данные мошенники выуживают, просто-напросто позвонив в банк от имени клиента.

"Они подменяют номер телефона и звонят в банк, как будто клиент, чтобы получить, например, последние четыре цифры карты и остатки по счетам", – говорит главный эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов.

Мы верили в технический прогресс, а в этой теме он сработал против нас, ведь, по официальным данным кибербезопасности и Центробанка, мошеннических звонков стало на 30 процентов больше в этом году. Но не стоит впадать в крайности и бояться всего.

"Есть такая городская легенда, что нельзя говорить "да" и "нет". Считается, что злоумышленники могут записать ваш голос, значит, можно будет провести какую-то транзакцию. Нет, это все неправда", – отметил Голованов.

Правда же заключается в том, что человек все меньше защищен от проникновений в свою личную, в том числе и финансовую историю. Ее атакуют буквально со всех сторон и люди, и роботы. Остается надеяться только на то, что полиция остановит эту вакханалию.