Кабулу дали 90 дней до окончательного падения под натиском талибов


EPA

Талибы захватывают одну провинцию Афганистана за другой. Вашингтон, спешно выводящий из республики свои войска, считает, что у афганской армии есть все возможности дать отпор радикалам. По оценке министра обороны РФ Сергея Шойгу, ситуация в Афганистане сегодня куда сложнее, чем 30 лет назад.

Глава российского военного ведомства Сергей Шойгу прокомментировал ситуацию в Афганистане. Министр рассказал о том, как ему довелось побывать в Кабуле 30 лет назад, сразу после ухода советских войск. По словам Шойгу, сейчас ситуация в стране намного сложнее, чем была в те годы.

Утром 12 августа стало известно, что талибы захватили столицу еще одной провинции – город Газни, а уже вечером взяли Герат и заявили, что овладели Кандагаром. Потерю последнего власти в Кабуле пока не признали, но, по сообщениям СМИ, аэропорт Кандагара пару часов назад прекратил принимать и отправлять самолеты.

Талибы празднуют очередной военный успех, на этот раз на улицах Газни – бывшей столицы крупнейшего протоафганского государства, державы Газневидов. Воодушевленные этой символической победой боевики заняли большую часть города, лишь полицейская база на его окраине осталась под контролем правительства. Газни – важный транзитный узел, стоит на магистрали Кандагар-Кабул, и его захват лишь приближает падение столицы Афганистана.

В Герате, третьем по величине городе страны, отряды сопротивления не смогли дать отпор талибам, которые сообщают, что захватили резиденцию губернатора. На западных окраинах силами обороны командует Исмаил Хан, полевой командир моджахедов, известный как Лев Герата, воевавший в свое время против советских войск.

"В Герате не хватает солдат и полицейских. Они не могут противостоять талибам. Вот почему мои люди и я должны драться с "Талибан (запрещена в РФ)ом" (запрещенная в России организация – ред.). И мы их победим", – заявил Исмаил Хан.

"Я жертвую своей молодостью и временем ради борьбы с талибами. Я педагог, моя работа – учить, но сейчас у меня нет другого выбора, кроме как бороться", – говорит ополченец Кадир Ахмади.

По сообщениям очевидцев, сейчас боевики приближаются к местной тюрьме. Во всех захваченных провинциях талибы сначала пытаются взять штурмом исправительные учреждения, где среди заключенных немало их сторонников.

Под контролем боевиков 11 центров провинций из 34, а если смотреть на всю территорию, то большая часть страны. Каждый день правительственные силы теряют все новые земли: по самым последним данным, мятежники находятся в 130 километрах от Кабула, которому источники американских журналистов в Пентагоне дают не больше трех месяцев до окончательного падения.

"Мы, конечно, помним об успехах талибов, которые захватывают все большее количество столиц провинций. Но никакой результат не является неизбежным, в том числе падение Кабула, о котором, кажется, все сообщают. И я думаю, это будет зависеть от политического и военного руководства Афганистана. У них есть все возможности, пора ими воспользоваться", – заявил официальный представитель Пентагона Джон Кирби.

Афганская армия, которую тренировали и вооружали США, под натиском талибов оказалась почти беспомощна. Иногда сообщается о ее скромных победах – там сдержали натиск повстанцев, тут не пустили их в центр провинции. Но ни крупных, ни хотя бы средних успехов нет.

Белый дом вновь призывает афганских лидеров объединиться, потому что будущее страны, как патетично заявляет Джен Псаки, лежит на их плечах.

– Представитель американской разведки сообщает CBS News, что Кабул может оказаться под натиском через месяц или два. И если это произойдет, все афганское правительство может рухнуть всего через 90 дней. Президент принимает эту оценку как вероятный итог? – задает журналист вопрос на брифинге.

– Мы не полагаемся на анонимные оценки. Мы полагаемся на оценки разведки правительства США, – отвечает официальный представитель Белого дома Джен Псаки.

Боевики тем временем утверждают, что им удалось захватить сына Абдул-Рашида Дустума, маршала и вице-президента республики. В Сети появились фотографии пленника.

В аэропорту Кандагара из-за боевых действий отменили все рейсы. В столице самой большой провинции Гильменд, городе Лашкаргахе, что с языков пушту и дари переводится как "военный лагерь", теперь база талибов. Впрочем, официально город еще не сдан. Накануне боевики использовали заминированный автомобиль для атаки на местное отделение полиции, и теперь ведут репортаж на фоне ценных трофеев – виде пикапов и бронетехники. В Дохе, тем временем, продолжаются переговоры с участием делегации афганского правительства, "Талибана", представителей России, США, Китая и Пакистана. Талибы по-прежнему утверждают, что настроены миролюбиво.

"Мы не закрыли политический путь. Мы говорим, что хотим решать проблемы посредством диалога и посредством круглого стола. Дальше выбор за афганским правительством, что они предпочитают", – утверждает пресс-секретарь политического офиса "Талибана" Мохаммад Наим.

Столица страны пока одна из немногих точек безопасности, однако источники газеты Politico утверждают, что США готовятся закрыть свое посольство в Кабуле и вывезти всех дипломатов в ближайшие дни – до конца августа.