340 километров трассы в течение трех лет: в Амурской области официально дан старт реконструкции восточной ветки Байкало-Амурской магистрали. В четверг, 12 августа, в церемонии закладки памятного камня принял участие министр обороны РФ Сергей Шойгу. Глава оборонного ведомства напомнил о важности модернизации этого участка для экономики страны: он расширит возможности Восточной Сибири и пути выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Позже, общаясь со студентами Дальневосточного университета, которые в составе стройотрядов помогают железнодорожным войскам, министр отметил, что с 1990-х годов страна кардинально изменилась. И чтобы не повторять прежних тяжелых сценариев, России и в будущем потребуется динамичное и поступательное развитие.
Станция Верхнезейск. Население меньше полутора тысяч человек, работают преимущественно на железной дороге – поколениями. Сам поселок появился при строительстве Байкало-Амурской магистрали – второго железнодорожного выхода России к Тихому океану.
"Значение данного отрезка БАМа для экономики страны огромное. На текущий момент потенциал исчерпан из-за высокой загруженности, а к концу 2024 года пропускная способность магистралей и объемы транзитных перевозок возрастут", – сказал Шойгу.
В реконструкции БАМа задействованы все 10 бригад железнодорожных войск. В некоторых местах приходится фактически снимать десятки метров грунта – он нестабилен из-за вечной мерзлоты. Есть участки, где залегают подземные воды.
"На отдельных участках они залегают на глубине двух метров, где-то они залегают на восьми метрах", – рассказал старший инженер дорожного соединения Восточного военного округа Павел Родионов.
Для подвоза техники и материалов прокладывают автомобильные дороги. Через три реки и Зейское водохранилище организовали паромные переправы.
На строительстве второй ветки БАМа задействованы и курсанты военного учебного центра Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Они проходят практику и помогают расчищать полосу отведения.
Чтобы подготовить полосу отведения, используют нехитрый инструмент: топоры, бензопилы и мачете. Ими обрубают ветви уже спиленных деревьев. В целом от насаждений убирают территорию на расстоянии 50 метров от железнодорожного пути.
Для военных железнодорожников и представителей студенческих строительных отрядов возвели целый городок. Построили в рекордные сроки, за пару месяцев, и фактически посреди тайги.
Реконструкция БАМ – это и развитие инфраструктуры близлежащих населенных пунктов. Строитель Григорий Корец хорошо помнит работу над первой веткой. В 1981 году студентом он оказался на БАМ – прошел конкурс в 12 человек на место.
"Все большие мосты построены по два пути. Опоры не надо строить. Монтировать пролеты – и все, вторые пути есть", – отметил Корец.
Желающих попасть на Байкало-Амурскую магистраль среди молодежи немало и сегодня. Об этом представители студотрядов рассказали министру обороны на встрече в военном городке.
– Чем сегодня для России является БАМ, какое значение несет реконструкция? – задал вопрос один из студентов.
– 5-6 дней от Гамбурга до Находки – это будет большое достижение. Поскольку Северный морской путь у нас есть, есть железнодорожный путь, и все они представляют для нашей страны важнейшее стратегическое значение, если говорить о военных, – ответил Шойгу.
Министр пообещал представителям студотрядов посетить их музей в Москве и активнее привлекать их к работе по реконструкции самого сложного участка БАМ.