Тема:

Ми-8 упал в Курильское озеро 2 года назад

Крушение Ми-8: у Ространснадзора были претензии к "Витязь-Аэро"

Спасатели продолжат поисковые работы в районе Курильского озера, где упал вертолет Ми-8, с наступлением светлого времени суток. Вертолет находится на глубине 137 метров, расстояние от берега – около 700 метров.

Вертолетные туры на Курильское озеро, где произошла авиакатастрофа, временно приостановлены. Это решение Минприроды. Но полеты в Кроноцкий заповедник и по другим туристическим направлениям Камчатки продолжаются. Вертолет, упавший в воду, принадлежит компании "Витязь-Аэро". Предприятие занимается полетами в отдаленные районы полуострова.

В этом вертолете – выжившие при крушении Ми-8 на Камчатке. За их жизни врачи не опасаются, всем оказывается медицинская и психологическая помощь. Из поселка Николаевка, где находится крупнейший частный аэродром в крае, туристы вылетели, чтобы посмотреть Курильское озеро. Такие полеты компания "Витязь-Аэро", которой и принадлежал разбившийся Ми-8, проводит ежедневно в день по 5-7 рейсов.

"Компания "Витязь-Аэро" – это крупнейший вертолетный перевозчик. На Камчатке основные перевозки – это именно вертолетные. Сами взлетные полосы достаточно изношены, во многих населенных пунктах их нет вовсе. У "Витязь-Аэро" парк состоит из 26 вертолетов, компания вкладывается в развитие инфраструктуры", – сказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

По словам губернатора, компания много вкладывается в персонал. Средний возраст сотрудников – около 35 лет. При этом в самом "Витязь-Аэро" рассказывали, что найти пилотов и бортмехаников не так уж и просто. Представители компании сами ездят в авиационные вузы других регионов, приглашают молодых специалистов, а в случае необходимости отправляют на обучение.

"Сейчас в сезон перевозки в основном туристические. Курильское озеро, где произошла трагедия, – это жемчужина Камчатки. Ежедневно туда прилетают 5-7 бортов, – сообщил Солодов. – Мы ставим задачу минимизировать вертолетные перевозки, они дорогие и, к сожалению, небезопасные".

Но это планы. Пока же вертолет – единственный способ добраться до таких точек как Кроноцкий заповедник и Долина гейзеров. Только за этот турсезон заповедные территории посетили почти десять тысяч человек. Невероятной красоты озера, Курильское, например, занимает площадь больше 77 квадратных километров, дикие звери на расстоянии вытянутой руки. Маршрут, по которому летели туристы, как раз предполагает пешую экскурсию с наблюдением за медведями и ходом лосося, а также с посещение вулкана Ксудач и Ходуткинских горячих источников. Шесть часов времени и цена около 50-60 тысяч за человека. Приобрести тур можно в любом турагентстве региона. Но выступают операторы лишь организаторами, за перевозчиков ответственность они не несут.

"Рынок в Камчатском красе монополизирован, есть всего несколько предприятий, – подчеркнул председатель Ассоциации камчатского туризма Георгий Емелин. – Также мы работаем через единого туроператора, который организовывает вертолетные экскурсии. Мы понимаем, что вертолетное предприятие несет полную ответственность за туриста".

Почему пилот принял решение садится в условиях такой видимости, теперь предстоит выяснить следователям. В вертолетных перевозках диспетчеры лишь дают прогноз погоды, но маршрут и место посадки выбирает экипаж. Кроме погодных условий правоохранители рассматривают варианты технической неисправности машины и ошибки пилотирования.

Опытные летчики, работавшие на Камчатке, рассказывают, что условия полета в регионе могут поменяться в считанные минуты, но пилоты знают все протоколы.

"Мне немного довелось поработать на Камчатке, около полутора лет. Своеобразная погода, узкий полуостров, все долины выходят к морю. Центральная часть полуострова работает, как насос, она подтягивает с моря все погоды, и в утренние часы там часто туман. В преддневные часы туман в предгорье. Особая погода и особые условия для полета. Опытные пилоты знают методику выполнения полетов", – говорит заслуженный пилот РФ, летчик-испытатель Вадим Базыкин.

В самой компании "Витязь-Аэро" утверждают, что вертолет находился в исправном состоянии. Несмотря на 1984 год выпуска, в 2020-м этот Ми-8 проходил капитальный ремонт, следующая проверка была запланирована на 2022-й. Компания, по словам властей, соблюдает все правила Росавиации.

И тем не менее нарекания к перевозчику были. В 2019 году Ространснадзор говорил о повышенной беспрерывной эксплуатации вертолетов. В одной из машин также был осложнен доступ к аварийному выходу. Совладельцем компании является миллионер и местный депутат Игорь Редькин – недавно на него завели уголовное дело по подозрению в убийстве. Проверкой безопасности воздушных судов теперь же займется краевая прокуратура.