Яд в море: смертельная опасность популярных курортов

Температура воды в Средиземном море с каждым годом растет. Для фугу – условия идеальные. Рыба захватывает местные экосистемы и подплывает к турецким пляжам и набережным.

И еще одним испытанием для Турции, помимо природных пожаров, стало появление косяков смертельно ядовитой рыбы фугу. Раньше этот вид обитал только в Индийском и Тихом океанах. За уничтожение рыбы местным рыбакам объявлена доплата. Но справиться не так уж просто.

Каждое утро из бухты Мармариса десятки турецких моряков выходят в открытое море. Значительная часть улова – балон-балык. В переводе с турецкого – рыба-фугу. В Средиземном море ее становится все больше. Раньше встречалась только в Индийском и Тихом океанах. Теперь осваивает новые территории, причем стремительно.

Недалеко от живописных пляжей Мармариса и Бодрума – косяки ядовитой рыбы. И это не побережье Антальи, которое турецкие власти называют местом обитания фугу, а 300 с лишним километров на запад. Байрам Куртчу – потомственный рыбак, с которым корреспондент ВГТРК отправляется на рыбалку. В открытом море рыбаки провели около часа. Погода испортилась, поднялся ветер и высокие волны. Байрам решил возвращаться. Фугу здесь внизу, на глубине 50 метров. Но на леску поймать ее сложно. Она попросту ее перегрызает. Перегрызть леску такими зубами проще простого. Рыба с аппетитом ест даже морковь. Одного прикосновения к внутренностям разделанной рыбы рукой без перчатки достаточно, чтобы содержащийся в ней яд – тетродотоксин – поразил нервную систему. Эффективного противоядия от отравления до сих пор не существует.

У берегов Турции иглобрюхих быть не должно. Но причина – в Суэцком канале. Когда его прорыли, в Средиземноморье стала перетекать более соленая вода из Красного моря. Вместе с ней на север переплывают и обитатели тропиков.

Турецким рыбакам обещают деньги за каждую пойманную фугу. За хвост серебристого иглобрюха, самого ядовитого из восьми видов фугу, обнаруженных в Средиземном море, платят 5 лир – это около пятидесяти рублей. Впрочем, это в теории, а на практике – до ближайшего пункта приема фугу – сутки ходу по морю.

"За один раз я вытаскиваю до 30-40 штук. Пункты приема – это все пустые разговоры. Мы ее убиваем и выбрасываем в море, потому что если береговая охрана увидит у меня эту рыбу, будут проблемы", – говорит рыбак Мамет Коджаири.

Температура воды в Средиземном море из года в год растет. Для фугу условия идеальные. Рыба захватывает местные экосистемы и уже ударяет по промысловым видам. Попросту съедает других обитателей моря. Более того, фугу совсем не боится людей. Подплывает к пляжам и набережным.

Дорадо, форель, сибас, различные морепродукты – и все наисвежайшее. Это один из самых больших рыбных рынков на побережье. Найти можно все что угодно, кроме фугу. Здесь эту рыбу никто не готовит – слишком опасно. Разделку фугу можно сравнить с работой ювелира. И если в Японии это настоящий деликатес, стоимость блюда доходит до пятисот долларов, то в Турции после череды отравлений блюда из фугу вообще запретили.

"В турецких ресторанах фугу запрещено готовить. Нам даже нельзя хранить ее в холодильнике. Был случай в Бодруме. Там приготовили фугу, но люди после этого ужина попали в больницу!" – рассказал шеф-повар Сулейман Айдын.

Главная угроза – это быстрое размножение иглобрюхов. Одна самка может отложить до трех миллионов икринок. Если сначала фугу встречали у самых южных берегов Турции, то сегодня находят уже через тысячу километров – в Измире. И есть опасность, что через несколько лет ловить, кроме фугу, будет нечего.