"Симптом предбанкротного состояния". Заголовок сегодняшней статьи на сайте телеканала RT, где коллеги рассказывают много интересного о текущем финансовом положении иностранного агента "Медуза". И положение это, как выяснилось, близко к плачевному.
Вся информация – из официального отчёта. Итак, по итогам прошлого года заработок издания сократился на четверть: конкретная сумма падения прибыли – полмиллиона долларов. Также на 25 процентов сократилась аудитория. Задолженность управляющей компании превысила активы на полтора миллиона в американской валюте.
Более того, RT пишет про сомнения аудиторов "в способности "Медузы" беспрерывно продолжать деятельность". Одним словом – кризис. Причём наступил-то он, получается, не сегодня и даже не вчера. Вся статистика – за минувший 2020 год. Значит, копить свои долги рижские пропагандисты начали в ту пору, когда иноагентом в России их ещё не признали.
А уж с момента признания всё стало ещё хуже. Мол, дисбаланс расходов и доходов – более очевиден, чем раньше. Ну и вообще, ситуация, как утверждается, катастрофическая. Так есть ли шанс залатать тонущий корабль или ему суждено пойти ко дну?
Этот отчет сродни Шекспировской трагедии. С каждой строчкой краски только сгущаются, а финал кажется уже предрешен. Безрадостный, уже начертанный на бумаге руками далеких от политики аудиторов, внушающий сомнения в способности иноагента беспрерывно продолжать деятельность.
"У них прибыль составила 78 тысяч евро по тому году. Долговые обязательства превышают активы на полтора миллиона евро, ну значит, у нее есть задолженности, если она продолжит свою деятельность, то она не сможет рассчитаться с долгами и, конечно же, она пройдет через процедуру банкротства", – поясняет Михаил Василега, председатель Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих.
Рассчитываться с долгами уже сейчас получается довольно скверно – суммы погашений ничтожны, по сравнению с остатком задолженностей. Вкупе с этим, совсем нерадостным кажется и невыполнение плана продаж по рекламе. В 2020 году его не удалось реализовать и наполовину. Но это неумелое плавание в штормовую пучину финансового краха "Медуза" начала не вчера. Еще в 2019 году выручка издания упала на четверть и с тех пор лишь продолжала решительный спуск.
"По итогам 2020 года аудитория сократилась на 26%, а выручка — на 23% по сравнению с предыдущим годом. Падение произошло из-за неконтролируемых источников трафика — снижения результатов поиска сначала на Яндексе, а затем на Google", – уточняют в "Медузе".
Свои падения "Медуза" также склонна объяснять причинами, которые два года назад никак не могли повлиять на объем прибыли. Оправдываясь за убытки перед латвийскими госорганами, издание ссылалось на пандемию и получение статуса иноагента, которые последовательно произошли уже после 2019 года, весной 2020 и весной 2021. Объяснение, конечно, неубедительное, но делать хорошую мину при плохой игре – почти фирменный стиль "Медузы".
"В данной ситуации с "Медузой" мы видим налицо профнепригодность госпожи Тимченко и господина Колпакова. Как медиаменеджеры они провалились оба. Их непонимание, как должна функционировать медиаструктура, незнание рынка, незнание финансовых законов привели, естественно, к такому полному финансовому краху. Когда их признали иноагентом, ну, что еще оставалось делать Галине Тимченко? Конечно, она стала валить все на "кровавый путинский режим" и, естественно, искать каких-то крайних", – считает Владимир Кравцов, политтехнолог.
Безусловно, признание "Медузы" иноагентом подлило масла в огонь. Надеясь на лояльность и признание собственной аудитории, издание попрошайничает деньги. Но последние три месяца подает милостыню читатель неохотно. И его можно понять, ведь даже самый смелый либерал, не хочет нести ответственность за спонсирование иностранного агента. Не спешат на помощь и зарубежные фонды, некогда вливавшие в "Медузу" средства.
"Получение статуса иноагента для структуры, которая является передовым арсеналом зарубежных спецслужб, означает резкое сокращение возможностей. Соответственно, "Медуза" сегодня, с точки зрения западных спецслужб, является организацией, которая в полном объеме не способна выполнять поставленные перед ними задачи", – уверен Сергей Карнаухов, политолог, доцент кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАНХиГС.
Возможно, "Медуза" еще и повоюет, пытаясь просить у кредиторов отсрочку и искать другие источники финансирования за рубежом. Но действительно поверить в ее полную реанимацию сложно, ведь с точки зрения создания механизмов влияния на внутреннюю ситуацию в России, гораздо проще создать новую организацию, чем пытаться оживить уже выброшенную на горячий песок медузу.