Тема:

Умер Петр Мамонов 3 года назад

Когда причислят к святым Петра Мамонова

Согласно Голубинскому, "порядок канонизации складывался последовательно из записывания чудес и донесения о них начальству, из дознания о достоверности чудес, производимого церковной властью, и, наконец, из самой канонизации". Однако Николай Суворов утверждал: "Известны случаи, когда чудеса без всякого предварительного обыска, вслед за их оглашением, сопровождались колокольным звоном и церковным торжеством".

Сразу после отпевания артиста и музыканта Петра Мамонова актер Дмитрий Дюжев сказал странные, непонятные слова, которые почти никто не решился процитировать: "Петр создал образ нового, современного святого. Человека, который много заблуждался, но нашел в себе силы начать новую жизнь".

Речь, конечно же, шла о роли Мамонова в фильме Павла Лунгина "Остров", где Дюжев сыграл казначея монастыря отца Иова. Во многом антипода мамоновского отца Анатолия.

Мысли о святости появились не только у Дмитрия Дюжева: за последние дни мне несколько раз задали вопрос, когда канонизируют, то есть официально подтвердят, что Петр Николаевич был святым человеком.

Я давала короткий ответ: если такое и произойдет когда-либо (о чем мне пока неизвестно), на это требуется время. Канонизация в Церкви, в частности, в Русской Православной Церкви, зависит от огромного числа факторов.

А если подробнее, канонизация – это официальное посмертное признание Церковью одного из своих адептов праведником, святым. Настолько официальное, что закрепляется актом высшей церковной власти.

Чаще всего православный христианин причисляется к лику святых, когда существуют достоверные свидетельства святости его жизни и доказано, что его вера соответствовала православному вероучению. Или начинается почитание среди верующих и становится известно о чудесах, которые он совершал при жизни и (или) после смерти. Чудеса – это подтверждение веры, что с его помощью действует Бог.

Для канонизации у Церкви может иметься официально подтверждение страданий человека за веру и, как следствие, его мученической кончины. Как и в прежние времена, немаловажным доказательством святости остается нетленность (неразложение) мощей, но в XXI веке нетление считается необязательным.

По словам историка Церкви Андрей Зайцева, "канонизация — лишь признание заслуг подвижника, свидетельство абсолютной уверенности в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему. Значит, она должна быть уверена, что этот человек уже соединился с Богом и не нуждается в наших просьбах о его спасении".

В I–IV веках почитание святых определяла община христиан, после чего ее решение узаконивал епископ. Позднее для «назначения» человека святым было достаточно внести имя усопшего члена общины в мартиролог – список признанных святых. В тех случаях, когда почитание принимало общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.

В своей книге "История канонизации святых в Русской Церкви" церковный историк Евгений Голубинский писал, что в Древней Церкви канонизацию святых можно разделить на три части: ветхозаветные патриархи и пророки и новозаветные апостолы, мученики и "святые, относительно которых необходимо думать, что Церковь признавала их не по причине принадлежности их к известному классу, а потому, что лично того или другого из них считали достойным сего признания. Это святые из подвижников (аскетов)".

В Русской Церкви причисление к лику святых осуществлялось на местах епархиальными архиереями. Согласно Голубинскому "порядок канонизации складывался последовательно из записывания чудес и донесения о них начальству, из дознания о достоверности чудес, производимого церковной властью, и, наконец, из самой канонизации". Однако профессор Николай Суворов утверждал, что этот порядок не всегда соблюдался. "Известны случаи, когда чудеса без всякого предварительного обыска, вслед за их оглашением, сопровождались колокольным звоном и церковным торжеством".

В свою очередь, профессор церковного права Евгений Темниковский подробно описал, как происходила канонизация в Синодальную эпоху (1700-1917 годы): "Святейший Синод, удостоверившись в наличности оснований для причтения подвижника к лику святых, подносит Государю всеподданнейший доклад, в котором излагает самое дело и свое мнение по нему. Доклад утверждается резолюцией Государя; при этом иногда назначается и особый день для церковного торжества, соединяемого с открытием мощей угодника… свое действие и силу канонизационный акт получает только с момента торжества".

В настоящее время процесс канонизации может быть инициирован не только священнослужителями, но и мирянами. С одной стороны формального срока от смерти потенциального святого до "запуска дела" не существует, однако известно, что начать процесс можно лишь спустя несколько десятилетий со смерти праведника.

Местный архиерей изучает материалы и, если у него не возникает сомнений, передает ихепархиальной комиссии по канонизации святых. А та, в свою очередь направляет дело на рассмотрение в Синодальную комиссию по канонизации святых, куда попадают все документы по канонизаци, и та приступает к сбору доказательств чудес, произошедших по молитвенным обращениям этому человеку и иным подтверждениям подвижничества.

Окончательное решение выносит патриарх, но утверждают его Архиерейский или Поместный соборы. Патриарх имеет право благословить (утвердить) прославление святого как местночтимого, то есть в конкретном регионе. И только собор утверждает общецерковное почитание.

Очевидно, что процесс канонизации долгий и многоступенчатый. И иногда дождаться официального решения физически невозможно (а бывает, что документы возвращают "за недостаточностью фактов"). Поэтому христиане считают, что святость не тождественна канонизации. Не официальная процедура делает человека святым, а его жизнь и дело.

В гипотетическом деле канонизации новопреставленного Петра требуются лишь время и доказательства. Домашняя молитва о нем или ему – личное дело каждого.