Кто покушается на великое наследие? Среди миллионов паломников и жителей Израиля находятся те, кто хотят уничтожить святыни, а не прикоснуться к ним. Двадцать четыре часа в сутки бесценные реликвии защищают элитные бойцы спецназа. Кто покушается на реликвии, как вычислить радикалов в толпе и почему им не скрыться от полицейских?
Вся территория Израиля с севера на юг, от Хайфы до Эйлата, это музей под открытым небом. Святыни, раскопки, древние руины, парки... Правда, ситуация вокруг этих удивительных мест, отнюдь не простая, и полиции приходится все время быть начеку.
В Хайфе, городе всех религий и всех народов, на склоне горы Кармель угнездился ажурный и светлый храм уникальной бахайской секты, проповедующей идею человечества-сада, где множество цветов и деревьев лишь украшают и оправдывают перед Творцом земной лик, научились жить мирно. Здесь и иудеи, и мусульмане, и христиане всех конфессий вместе отмечают праздники, вместе берегут святыни. Но любое место, притягивающее паломников и туристов, манит к себе и преступников.
Реймонд Фархад, участковый центрального района Хайфы рассказывает: "Мне позвонили из бахайской общины. Там возле храма, недалеко от девушек-прихожанок, крутился какой-то подозрительный субъект. Мы тут же откликнулись и задержали его. Кстати, вовремя". Удалось предотвратить насилие и осквернение святыни неадекватным радикалом. В который уже раз сработала прямая, личная связь верующих и спецслужб.
Авишай Эзра, офицер полиции Хайфского округа: "Они знают, что мы можем помочь им при любом подозрении, при любой попытке осквернения памятников. Наши патрули проверяют территории 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Мы внимательно следим и предотвращаем вандализм и хулиганство в церквях и мечетях.
Охраной церквей, мечетей, пещеры пророка Илии, бахайских садов в этом городе занимаются участковые. Они знают всех, постоянно контактируют с общинами и духовными лидерами, сопровождают процессии и церемонии, собирая с улиц всю необходимую оперативную информацию.
Михаэль Зингерман, представитель полиции Израиля: "Важнейшую работу здесь выполняют участковые. Они являются тем связующим звеном, тем винтиком, связывающим полицию и религиозные учреждения, их руководителями общин и их службами безопасности".
Мирная толерантная Хайфа, скорее, исключение из правил. В Иерусалиме, чье название переводится как "Город мира", страсти полыхают в прямом смысле этого слова. Вокруг памятников истории в древнем городе то и дело вспыхивают настоящие боевые действия. Слезоточивый газ, свето-шумовые гранаты, резиновые пули полицейского спецназа, в ответ на камни, петарды и бутылки с горючей смесью. Столкновения на Храмовой горе весной этого года привели к сотням пострадавших и арестованных. Участковые здесь не справятся.
Информацию о ситуации вокруг древних святынь собирают агенты Шабак, службы общей безопасности. А нейтрализует стихию протестов элитный спецназ Ясам. Но есть и особая служба, недреманное око, днем и ночью следящее за ситуацией вокруг мирового исторического и духовного наследия. Это полицейское подразделение Мабат-2000. Изображение с сотен камер наблюдения отслеживают в этом центре, разместившимся в стенах Старого города Иерусалима.
Адар Марша, заместитель начальника центра Мабат-2000: "Благодаря нашей работе, преступления, совершаемые в Старом городе, раскрываются достаточно быстро. Камеры расположены так, что ни один потенциальный преступник или террорист не может не оставить свой видеослед. Мы имеем возможность моментально по видео идентифицировать преступника. И задержание в таком случае становится делом техники".
Это древний Хеврон. Город, разделенный на палестинскую и израильскую зоны. Здесь все знают, куда идти, если тебя посылают к праматери. Гробница патриархов в Хевроне, Махпела, место которое Авраам четыре тысячи лет назад купил у хетта Эфрона за четыреста серебреников. Циклопические стены возведены еще Иродом Великим, символическому месту захоронения ветхозаветных Авраама, Исаака, Иакова и их жен: Сарры, Ревекки, Леи поклонялись еще при царе Давиде.
Над этой мраморной крышкой есть табличка на арабском языке: "Здесь находится вход в рай". Действительно, это вход в рай. Колодец глубиной в семь метров. А внутри склепы и неизвестные могилы. Предполагается, что это и есть могилы праотцов и праматерей.
Религиозные разногласия – самые принципиальные и непримиримые. Подозрительного человека окликает солдат, тот вместо удостоверения протягивает чистый лист, а затем приблизившись, выхватывает нож.
Бетонные надолбы, укрепленные блокпосты, металлические шлагбаумы – среди почитаемых мест Святой Земли это, пожалуй, самое охраняемое. Авиад Катфи, экскурсовод с автоматом. Он отвечает за безопасность святыни, его люди удерживают от столкновений иудеев и мусульман, для которых пещера Авраама или же Ибрагима одинаково свята.
Авиад Катфи, подполковник пограничной службы, командир воинской части: "Это, наверное, единственное место, где одновременно молятся и евреи, и мусульмане, и даже христиане. Причем, на праздники сюда приходят десятки тысяч верующих, наша задача – сделать так, чтобы эти люди не стали жертвой террористов и фантиков".
Патрулируют территорию памятника специально подготовленные подразделения пограничной полиции. Работа требует выдержки и мужества. У каждого бойца есть свой личный опыт столкновения с террористами.
Однако самый страшный теракт в Пещере праотцов совершил именно еврейский террорист Барух Гольдштейн. В 1994 году, этот 37-летний поселенец, религиозный радикал и врач по профессии расстрелял из автоматической винтовки молящихся в мечети Ибрагима, мусульманской части пещеры, убив 29 и ранив полторы сотни человек.
После теракта Боруха Гольдштейна территорию, где молятся мусульмане и иудеи, разделили металлическим барьером, металлической дверью. Теперь, кроме двадцати дней в году, евреи молятся отдельно, мусульмане отдельно.
Наследие филистимлян, руины древних иудейских царств, византийские базилики, замки крестоносцев, минареты Сулеймана Великолепного, могилы пророков, святыни трех мировых религий. Израиль как машина времени хранит наследие всех мыслимых исторических эпох. Это наследие живо, оно притягивает миллионы паломников, туристов, ученых. И специально подготовленные полицейские подразделения, используя камеры наблюдения, данные информаторов и спецтехнику, круглосуточно работают так, чтобы противоречия не обернулись кровавым насилием, чтобы не пострадали чувства и здоровье верующих, чтобы Святая Земля, наконец, стала землей мира.