Пробка из грабителей: в ЮАР выносят из магазинов газировку и матрасы


AP Images

Лидеры партий ЮАР в разговоре с президентом призвали к вводу войск и объявлению комендантского часа. Число погибших в ходе волнений превысило 70 человек, свыше 1200 – задержаны. Грабежи и погромы – даже на окраинах Йоханнесбурга. Беспорядки продолжаются из-за того, что в тюрьму за коррупцию поместили бывшего президента страны Джейкоба Зуму.

Разбитые полки и полный разгром – внутри, настоящий хаос снаружи. Грабеж и мародёрство в ЮАР разрослись до национального масштаба.

Дорога смерти, война в Персидском заливе – вот как это все выглядит здесь. Сгоревшие машины, разбитые грузовики, брошенные посреди дороги. Горят заводы, горят склады. Люди приходят тысячами и грабят.

И это не фигура речи. В Дурбане из грабителей на машинах образовалась пробка. Люди приехали в зону торговых центров с одной единственной целью. Несут абсолютно все – от банок с газировкой до матрасов. Даже американские журналисты, много повидавшие во время грабежей BLM, сейчас в шоке.

"Люди вскрывают грузовики, выносят из магазина все, что только можно, чтобы набить свои автомобили. Многие даже сами приехали сюда на грузовиках. Власти города заявили, что на улицах 2500 военных – но их не видно. Полицейских тоже. Нет ни закона, ни порядка. Полный хаос", – рассказывает журналист.

Полиция на улицах все-таки есть. Правоохранители приводят данные по арестам – задержано более 1200 человек. Но цифра для мародерства в масштабах страны – ничтожная. Иногда полиция вынуждена просто наблюдать, как толпа берет очередной магазин штурмом.

Владельцы магазинов называют произошедшее концом света. Не только для своего бизнеса, но и для тех, кому они давали работу. За последние дни разграблены и сожжены свыше 300 торговых центров.

"Я понимаю, что люди голодны. Но из-за грабежей велика вероятность, что все наши сотрудники потеряют работу. Но речь ведь не только о голоде, правда? Безработица, коррупция – все это стало причиной происходящего. Я чувствую, что политики подвели нас ", – считает Моанде, владелец магазина.

Но политика у населения в ЮАР теперь одна – каждый сам за себя. Те, кто получает ранения во время грабежа, остаются истекать кровью – помощь не окажут даже собратья по мародёрству. С телами погибших и того хуже – они продолжают лежать на улицах. Хорошо, если прикроют пакетом. Родственники за ними не придут – некуда. Работа ритуальных служб и моргов встала. Так же как и оказание медпомощи и, разумеется, вакцинация. Страну ждет новая волна пандемии. На фоне беспорядков прекратил работу нефтеперерабатывающий завод в Дурбане – ЮАР вскоре столкнется еще и с дефицитом топлива. Увеличилось и число нападений на белое население, составляющее около 10% жителей страны, которое и так живет в постоянном напряжении после окончания апартеида.

"На сегодняшний день информации о пострадавших среди граждан России в посольство не поступало. Посольство России в Претории, как и генконсульство в Кейптауне, находится в постоянном контакте с российскими гражданами, работают все каналы связи. По нашим оценкам, российским гражданам сейчас ничего не угрожает при соблюдении разумных и адекватных мер безопасности. По нашим оценкам, власти ЮАР сейчас делают все необходимое для скорейшей нормализации ситуации и восстановления порядка", – отметили в посольстве.

Действующий президент действительно попытался взять ситуацию под контроль – ввести войска и объявить режим ЧС. В прошлом году для обеспечения локдауна привлекли 70 000 военнослужащих. Но сегодня резолюцию в парламенте заблокировала ультраправая партия. На Западе правозащитники дают свою оценку происходящему.

"Сирил Рамафоса был избран президентом Южной Африки из-за его обещаний искоренить коррупцию. И теперь, когда он арестовывает экс-президента Джейкоба Зуму, самого коррумпированного человека в истории страны, улицы взрываются жестокими беспорядками. Никто не говорил, что будет легко", – считает Йен Бреммер.

Лидеры политических партий ЮАР назвали ситуацию нападением на демократический порядок – и также призвали к отправке солдат в районы грабежей и введению комендантского часа. Если ситуацию не взять под контроль, то даже мародеры останутся без продовольствия. Его запасы в разграбленных городах подходят к концу.