Жизнь на месте кладбища: откровения жильцов Дома на набережной

Дом правительства на Берсеневской набережной в Москве, как известно, имеет богатую историю. Андрей Малахов обратился к ней в новом выпуске программы "Прямой эфир" на телеканале "Россия 1" в связи с Левой Федотовым, который жил в Доме на набережной. Мальчика, предсказавшего в своих дневниках ход Великой Отечественной войны, уже нет в живых, но остались те, кто могут рассказать о своем детстве в знаменитом доме.

В студии программы "Прямой эфир" на телеканале "Россия 1" собрались гости, чье детство прошло в стенах Дома на набережной, описанного писателем Юрием Трифоновым в одноименной повести. Дом правительства был построен в 1931 году для советской элиты, семей руководства страны, военачальников, деятелей культуры.

Правда, в народе дому дали другие названия: "улыбка Сталина", а также "дом предварительного заключения". 806 его жильцов были репрессированы.

Историк Анатолий Беляев вспомнил в студии программы, как в детстве вместе с другими мальчишками лазил по скрытым ходам жилого комплекса. Любопытные дети рисковали быть запертыми в одном из таких лазов, случайно и на короткое время оказавшимся открытым.

Внучка большевика Анна Борисова, до сих пор живущая в Доме на набережной, подтвердила наличие специальных ходов, ведущих от дома.

"Москва стоит на подземных ходах. В частности, они были и здесь. Один ход шел к Храму Христа Спасителя, другой – к библиотеке Ленина, третий – в Кремль. Об этом очень много было написано. Плюс мальчишки, с которыми училась моя старшая сестра, лазили туда. Многие пролезали на ту сторону Москвы-реки", – говорит Анна Борисова.

Андрей Малахов отметил в эфире, что ее дедушка умер от разрыва сердца, когда рано утром услышал звук остановившегося на этаже лифта: он испугался, что приехали за ним.

"В каждой комнате есть сеточки для якобы вентиляции, но на самом деле это все были прослушки… Спали плохо, потому что прислушивались к звукам лифта и машин, которые приезжали во двор. Безусловно, все думали, что это за ними. Страшно себе даже представить", – добавляет Анна Борисова.

Присутствовавший в студии кинорежиссер Юрий Кара снимал в стенах Дома на Набережной свою дипломную работу – фильм "Завтра была война". Он поделился воспоминаниями о том, как искал натуру для съемки квартиры авиаконструктора Люберецкого.

"Нам предоставили выбор. Зашли в одну – 17 комнат. Квартира Тухачевского. В сталинские времена завозили еще и мебель, а у потомков мебели было только на две комнаты и кухню. 15 комнат с видом на Кремль стояли пустые. Мы взяли генеральскую пятикомнатную квартиру и там снимали. Подспудные мысли были. По легенде, этот дом стоит на старинном кладбище. Это проклятое место, и судьбы обитателей поэтому такие несчастные", – отмечает Юрий Кара.

Михаил Головко, капитан первого ранга в отставке и сын адмирала Арсения Головко, признался, что у него остались несколько предметов мебели из Дома на набережной со специальными бирками, так как вся обстановка в квартире, включая домашнюю утварь, предоставлялась жильцам.

По словам Анатолия Беляева, обеспечение жильцов всем необходимым было прекрасно организовано.

"Процесс вселения в дом был очень интересный. Представьте, люди до заселения жили в гостиницах. У них не было ничего, кроме вещевого мешка. И вдруг их переселяют в дом, где просто глаза разбегаются и надо понять, что же нужно. К ним приходил комендант или помощник коменданта. Спрашивали, что семье нужно. Не все могли ответить сразу. Тогда спрашивали, сколько детей, сколько членов семьи… Все четко предоставлялось", – делится подробностями историк.

Фотограф Владислав Данилов, чье детство тоже прошло в знаменитом доме, сравнил Дом на набережной с общежитием.

"Мебель была казенная. И вообще этот дом очень казенный – такая общага. Может быть, лучшая в Советском Союзе, но общага", – заключает Данилов.

Еще больше интересных новостей – в нашем Instagram (запрещена в РФ) и Telegram-канале @smotrim_ru