Исследователи из Медицинской школы Стэнфордского университета провели долгосрочное исследование, посвящённое качеству сна школьников, живущих в неблагополучных районах.
Они выяснили, что специально разработанная школьная программа, посвящённая практикам осознанности, помогла детям улучшить качество и продолжительность сна.
Эта школьная программа была направлена на то, чтобы научить детей распознавать стресс в повседневной жизни и справляться с ним, используя дыхательные техники и упражнения из йоги. При этом преподаватели не давали в рамках этой программы конкретных рекомендаций по тому, как улучшить качество сна. Школьников лишь учили справляться со стрессом.
Дети, принявшие участие в исследовании, жили в районах Сан-Франциско с преимущественно испаноязычным населением с низким уровнем доходов. Учащиеся начальной школы, проживающие в одном таком районе, прошли программу осознанности, а учащиеся из другого района вошли в контрольную группу: они не проходили подобный курс в своих школах.
В обоих районах был зафиксирован высокий уровень преступности, живущие там семьи часто встречались с нехваткой еды, их жилищные условия были стеснёнными (в одной квартире могло проживать слишком много человек).
Авторы исследования отмечают, что такие условия жизни являются идеальным рецептом для нарушений сна. Этот эксперимент был разработан специально для того, чтобы помочь детям, живущих в столь неблагополучных условиях, справиться с жизненными трудностями.
Чтобы помочь таким школьникам наладить режим сна и бодрствования, недостаточно просто посоветовать им ложиться спать в одно и то же время. Чтобы заснуть, человеку необходимо расслабиться, а достичь расслабления, когда живёшь в постоянном напряжении, крайне сложно.
Школьная программа осознанности помогала детям научиться концентрироваться на настоящем моменте, распознавать стресс в своей жизни и, как упоминалось выше, выучить несколько дыхательных и двигательных методик расслабления.
Инструкторы йоги вместе с школьными преподавателями проводили эти уроки дважды в неделю в течение двух лет сразу в нескольких начальных школах, расположенных в одном неблагополучном районе.
Из более чем тысячи участников исследования учёные выбрали 58 учащихся третьих и пятых классов, которые прошли программу осознанности, и 57 школьников, которые не участвовали в этой программе.
Исследователи измерили качество и продолжительность сна этих школьников в домашних условиях. Три ночи маленьким участникам эксперимента приходилось спать со шлемом из электродов на голове. Также учёные измеряли их пульс, дыхание и насыщенность крови кислородом.
Такие сессии проводились в начале и конце этого двухлетнего исследования.
Учёные отметили, что изначально качество и продолжительность сна у детей из контрольной группы были выше: они спали на 54 минуты дольше, чем дети, которые затем прошли курс осознанности, а фаза быстрого сна была у них длиннее на 15 минут.
Напомним, что быстрый (или REM) сон считается крайне важной фазой сна для жизнедеятельности организма. Нарушения стадии быстрого сна могут иметь серьёзные психологические последствия.
У авторов работы не было объяснения, почему качество сна у детей из столь похожих по уровню жизни районов так сильно различалось. Однако изменения, которые произошли через два года, были не менее заметны.
За это время качество сна у детей из контрольной группы заметно ухудшилось. Они стали спать на 63 минуты меньше, чем раньше, хотя продолжительность REM-фазы их сна не изменилась.
У этого может быть масса объяснений. Тут могли играть роль и гормональные изменения в их растущем организме, и увеличение нагрузки в школе, к тому же дети в таком возрасте (10-12 лет) начинают активно общаться со сверстниками в Интернете — неминуемо откладывая отход ко сну на более позднее время.
В целом такой результат является нормой для детей раннего подросткового возраста.
В свою очередь школьники, прошедшие курс осознанности, стали не только спать на целых 74 минуты дольше. Фаза их быстрого сна удлинилась при этом на 24 минуты.
Исследователи отмечают, что несмотря на заметные положительные изменения в одной из групп, все участники эксперимента спали меньше положенных здоровым детям девяти часов в день.
И всё же обучение методам борьбы со стрессом стало хорошей подмогой для школьников. Любопытно при этом, что дети, чья продолжительность сна увеличилась за два года обучения осознанности, отмечали повышение количества стресса в своей жизни.
Эту особенность авторы исследования объясняют тем, что дети, которых научили распознавать стресс в своей жизни, стали видеть реальное количество стрессовых ситуаций, которые дарит им их нелёгкая повседневность.
Учёные планируют использовать этот результат, чтобы сподвигнуть школьных учителей ввести подобные курсы в своих школах. Авторы работы также стремятся разобраться в том, как разные элементы этой программы помогают организму настроиться на более долгий и качественный сон.
Они предполагают, что немаловажную роль в этом играет дыхательная гимнастика. Она активирует парасимпатическую нервную систему человека, что может способствовать засыпанию.
Исследование было опубликовано в издании Journal of Clinical Sleep Medicine.
Недавно мы писали о том, что дыхательная гимнастика помогает снизить артериальное давление. Также мы сообщали о пользе дневного сна для детей: он делает их счастливее и умнее и помогает лучше усваивать уроки. Рассказывали мы и о том, что чересчур долгий сон может навредить мозгу человека.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".