Жанна Шишкова рассказывает, как ее сына обвели вокруг пальца. При оформлении кредита на покупку телефона дополнительных услуг парню продали на сумму, превышающую стоимость гаджета.
"В конце месяца он пришел платить первый платеж и был неприятно удивлен, потому что он купил телефон за 13 тысяч рублей, и еще на 14,5 тысячи ему навязали страхование жизни", – вспоминает Шишкова.
Отказаться от навязанных услуг парень не успел – опомнился, когда 14 дней, в которые по закону можно вернуть деньги за страховой полис (этот срок еще называют "период охлаждения"), уже прошли. Теперь платить придется по полной.
Навязыванием дополнительных финансовых продуктов и услуг грешат не только мелкие торговые точки, но и крупные российские банки. Причина очевидна.
"Банки заинтересованы в том, чтобы клиенту предоставлять максимальное количество услуг, потому что каждая услуга по сути оплачивается клиентом. Банку выгодно продать как можно больше услуг, потому что зачастую банки получают комиссионный доход от продажи клиенту вот этих дополнительно предлагаемых финансовых продуктов", – пояснил эксперт Ассоциации банков России (АБР) Александр Арифов.
Благо, с 2018 года у граждан появилась возможность отказываться от навязанных страховок благодаря периоду охлаждения и возвращать свои деньги. Сейчас Центробанк хочет распространить данную возможность и на другие продукты и услуги, которые значительно удорожают финальную стоимость кредита.
Например, если гражданин берет кредит на сумму 700 тысяч рублей, банк может включить в пакет обязательную страховку на 150 тысяч, а еще юридические или нотариальные услуги (около 5 тысяч), консультационные услуги врача или психотерапевта (около 6-7 тысяч), дополнительный пакет сервисного обслуживания кредита (около 10 тысяч). Бывают и совсем экзотические – например, услуги автомеханика или подключение к пакету "Телемедицина".
Финальная стоимость кредита с таким внушительным пакетом допуслуг может вырасти почти до миллиона. А ведь только 60 процентов клиентов внимательно читают кредитный договор, еще 40 процентов могут даже не знать, за что платят такие деньги. Если же "период охлаждения" распространят на все финансовые продукты, у граждан будет возможность внимательно изучить документы и отказаться от тех услуг, которые ему не нужны. По аналогии с отказом от страхования сделать это будет довольно просто.
"Отказаться от страхования можно в период охлаждения, для этого необходимо обратиться в страховую компанию в течение 14 дней с заявлением об отказе, и вам вернут деньги в течении семи рабочих дней с момента получения такого заявления, – говорит заместитель руководителя службы по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России Анна Маткова. – Новый закон устанавливает аналогичный порядок для любых дополнительных услуг, только в этом случае вам необходимо обратиться к кредитору либо тому лицу, услуги которого вам были навязаны".
Если деньги возвращать организация отказывается, можно будет смело обращаться с заявлением через интернет-приемную в Банк России.