IT-гигантов обязали "приземлиться" в России


Вести.Экономика

Закон, обязывающие крупные зарубежные компании, работающие в области информационных технологий, открывать в России представительства, филиалы или иные полноценные дочерние юрлица, подписал в четверг президент Владимир Путин. Документ опубликован на портале правовой информации.

Владимир Путин подписал в четверг закон, направленный на повышение ответственности иностранных интернет-компаний, действующих на территории России, и налаживание с ними более тесных контактов по проблематике нарушений российского законодательства. Ранее закон, прозванный в СМИ законом о "приземлении" IT-гигантов, одобрила Госдума и Совет Федерации.

Кого "приземлят" в России

Требование об открытии филиалов, отделений или юридических лиц распространяется на любые компании, интернет-аудитория которых в России составляет полмиллиона человек в сутки или более. Также деятельность фирмы, обязанной "приземлиться", должна соответствовать одному или нескольким из четырех дополнительных критериев:

— Распространение информации на русском или языках других народов РФ;
— Распространение ориентированной на граждан РФ рекламы;
— Обработка сведений о пользователях из РФ;
— Получение денежных средств от российских граждан и/или юридических лиц.

Главный из соавторов документа, председатель думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, сообщал ранее о том, каких именно известных компаний могут коснуться предусмотренные новым законом меры. Это ведущие интернет-поисковики (Google и Microsoft Bing), соцсетей (Facebook (запрещена в РФ), Instagram (запрещена в РФ), TikTok, Twitter), видеохостинги (YouTube и Twitch), мессенджеры и почтовые сервисы (Telegram, Gmail), хостинг-провайдеры (Amazon), онлайн-магазины и маркетплейсы (AliExpress, iHerb и Ikea), а также онлайн-энциклопедия Wikipedia.

Процедуры и меры воздействия

Для контроля за деятельностью иностранных IT-гигантов в России будет создан ряд инструментов, а для не желающих соблюдать закон добровольно предусмотрят санкции и другие меры воздействия.

На сайте Роскомнадзора откроют реестр "иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети интернет на территории РФ", перечисляющий все подпадающие под закон о "приземлении" ресурсы. Там будет указано, соблюдают ли организации требования и какие санкции применены к ним за нарушения. Формироваться этот перечень будет самими IT-компаниями через личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а также благодаря информации, предоставляемой ими в ответ на требования регулятора.

Закон предусматривает следующие меры воздействия на нарушителей:

— Информирование пользователей из РФ о нарушениях ресурсами закона (эту обязанность возложат на поисковые системы);
— Запрет поисковикам выдавать ссылки на ресурсы-нарушители;
— Запрет на размещение рекламы ресурсов-нарушителей в России;
— Запрет на использование российскими рекламодателями ресурсов-нарушителей;
— Запрет на трансграничную передачу данных российских пользователей;
— Запрет на получение денежных средств из России (осуществляется через банки и платежные системы).

При этом Роскомнадзор получает право на своего рода "контрольную закупку" — через уполномоченное лицо перевести средства IT-компании из "черного списка" и в случае успеха перевода передать информацию об этом в Центробанк для принятия мер реагирования.

Наиболее суровой из мер воздействия, предусматриваемой законом, является частичная или полная блокировка ресурса. Она допускается лишь тогда, когда нарушитель не открывает российское отделение, не заводит кабинет на сайте Роскомнадзора и не публикует формы для обратной связи с ведомством в течение 30 дней с момента получения от регулятора соответствующего требования. Также это возможно, если компания не соблюдает требование о хранении данных российски пользователей на территории России.

Возможно применение перечисленных мер воздействия и против тех зарубежных интернет-компаний, которые не передают сведения в систему учета рекламы в интернете. Такая обязанность законом предусмотрена для распространителей рекламы, операторов рекламных систем и рекламных посредников, размещающих в интернете направленную на российских пользователей рекламу.

Вступление в силу

Закон в целом вступает в силу с момента его опубликования на портале правовой информации. В то же время, для реализации ключевого из его требований — создания полноценных юридических лиц в России — у IT-гигантов будет полгода. Это требование начнет действовать с 1 января 2022-го.