Коммунальные пираты: Германия захвачена сквоттерами

Уже не борьба – война. Черный дым, водометы и слезоточивый газ. Полиция выкуривает сквоттеров. Тех, что самовольно захватывают чужие жилища.

Охваченные огнём баррикады, собранные из всего подряд – от покрышек и арматуры до, например, велосипедов. Тут же – люди в капюшонах, масках и балаклавах, которые строят новые. Валит густой чёрный дым. Потом появляется полиция, и в ход идёт слезоточивый газ.

Такое сейчас происходит в Берлине, причём относительно недалеко от центра города. Многоквартирный дом номер девяносто четыре по Ригаер-штрассе можно подумать, оказался в зоне боевых действий. Со всех сторон осаждён сотрудниками правоохранительных органов.

И дело тут в застарелом коммунальном конфликте. Формально – здание числится заброшенным и нежилым. А в действительности его уже много лет занимают сквоттеры. Как пишут немецкие СМИ, накануне к ним нагрянула с проверкой пожарная инспекция. Однако пускать её жильцы-нелегалы категорически отказались.

Дескать, посчитали, что их собираются выселить под надуманным предлогом. Далее в ситуацию вмешались полицейские: приняли решение начать спецоперацию. Ну и вот последствия: ни дать ни взять, настоящая война.

Они не сдаются без боя уже вторые сутки. И только к утру, наконец, немного выдохлись. Исчерпав свой нехитрый арсенал. Ночью обитатели сквота оборонялись всем, что попадется под руки. А попадалось разное – в том числе и крупнокалиберные фейерверки.

Дать достойный отпор двумстам обителям заброшенного дома уже который год, не могут ни водометы, ни бронетехника, ни спецназ, ни местные власти. Последний раз сквот зачищали буквально несколько месяцев назад, но свято место – пусто не бывает.

"30 лет я живу в Германии, в Берлине и вот 30 лет вокруг этого дома на Ригаэр-штрассе идет борьба. За то, чтобы этот дом хотят освободить, а они его себе потом забирают обратно. Выселить на улицу их нельзя, даже если допустить, что их силой выселят и дадут им какое-то временное место проживания, никто не дает гарантии, что через неделю они не вернутся туда и силой отвоюют себе этот же дом. Так уже было", – вспоминает Александр Сосновский, главный редактор немецкого журнала World Economy.

Не так давно бесхозное здание было выкуплено. Де-юре у дома есть владелец, но только практика юридическая здесь бессильна и жильцы этим активно пользуются, не только в Берлине, во всей Европе в принципе. Сквоттинг, целая философия, ведущая в заброшенные дома, не только маргинальных элементов, но и свободных художников, философов, актеров, студентов и прочих людей, разделяющих баковые принципы анархизма.

"У многих получилось, во-первых, их легализовать, во-вторых, превратить это в более менее какие-то респектабельные, но в общем заведения. Какие-то галереи, какие-то мастерские, за которые люди, в общем-то, возможно, платят деньги или получают какую-то прибыль", – поясняет Дмитрий Петровский, писатель, публицист.

В Копенгагене, бывшие бесхозные казармы – ныне район с особым статусом. Христиания, одна из главных туристических достопримечательностей. В Париже сквот Риволи, 59 превратился в прибыльную арт-галерею. Примеры успешных сквотов, ставших уникальным пространством и получивших легальный статус, в Европе не мало. И именно независимости добиваются оккупанты на Ригаэр 94, правда, никакого блага городу за все эти годы они так и не принесли.

"Это не имеет ничего общего с левой политикой, социальной справедливостью и культурой свободного пространства. Это гангстеры, преступники. И, как государство, мы должны показать, что мы действуем", – утверждает Андреас Гайзель, сенатор г.Берлин по внутренним делам.

Большинство сквотов Европы совсем не похожи на мирные коммуны. И даже напротив несут опасность. Если в конце 90-х сквоттеры захватывали заброшенные здания, сегодня без проблем влезают в чужие виллы, оставленные владельцами на время. В Испании выселить названного гостя из дома, если он успел прожить там всего лишь два дня, можно только через суд.

"Пытаются поменять законы в сторону, естественно, владельцев жилья, но с точки зрения именно демократических законов, которые уже установлены, гуманности, что нельзя таких людей в неизвестно никуда. Этот закон никак не продвигается сейчас, так как нет никакого механизма решения сейчас. В любом случае сейчас суды выселяют из жилья сквоттеров не через два года, как это раньше было, что суды тянулись годами, а месяца за три," – поясняет Марк Линцевский, адвокат.

Священное право на частную собственность намертво уперлось в либеральное законодательство ЕС, и, учитывая привычную практику тотального европейского уступательства, скорее всего, скоро рухнет под этим натиском.